Выставка библиофильских изданий и архивных материалов «Российские библиофилы и их собрания»
Место проведения: Москва, РГБ, Дом Пашкова, отдел рукописей
Время проведения: 16—24 ноября 2012 года
Вход по читательским билетам.
16 ноября в Румянцевском зале Дома Пашкова открылась выставка библиофильских изданий и архивных материалов «Российские библиофилы и их собрания». В экспозицию вошли книги из знаменитых коллекций, хранящихся в РГБ. Она дает представление не только о редких изданиях и рукописях, но и о самих собирателях. Об их жизни, литературных предпочтениях, круге общения. Экспонаты предоставлены Центральным основным фондом (ЦОФ), научно-исследовательским отделом рукописей (ОР) и Музеем книги (МК). Небольшую, но очень насыщенную экскурсию провели в день открытия выставки заведующая сектором ОР Ольга Соломина и старший научный сотрудник отдела Анна Родионова.
«Для некоторых почтенных особ и для коротких приятелей»
Посетители имеют возможность увидеть уникальное издание из собрания государственного канцлера и мецената Николая Румянцева (1754—1826). Это «Материалы для палеографии средних веков, снятые на кальку Штрандманом в главных библиотеках Италии», опубликованные в Риме в начале 1820-х годов. На внутренней стороне обложки фигурирует экслибрис графа Румянцева. Текст на нескольких языках (латынь, итальянский, французский) проиллюстрирован 44 кальками с рисунков. Даны образцы почерков Петрарки, Бокаччо, Макиавелли, Генриха IV, императора Иосифа I и др. Автор книги — путешественник и археолог Иван-Густав фон Штрандман, немало сделавший для пополнения Румянцевской библиотеки. Находясь в заграничных командировках, он по поручению Николая Петровича снимал копии с наиболее интересных документов, касающихся нашего отечества.
Еще один достойный внимания экспонат — «Исторические воспоминания о нашествиях на Россию» (СПб., 1816) А. Оленина. Они были изданы отцом сочинителя в количестве 50 экземпляров «для некоторых почтенных особ и для коротких приятелей». Книга снабжена дарственной подписью издателя, адресованной Румянцеву. Алексей Оленин (1763—1843), собиратель русской старины, был президентом Академии художеств и первым директором Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге (на этом посту находился почти 35 лет). В его дочь, кстати, был влюблен Пушкин. Распространено мнение, что Алексей Николаевич до 18 лет числился круглым невеждой и что именно его Фонвизин вывел в образе Недоросля. Будто бы юноша, познакомившись с пьесой, ужаснулся и в дальнейшем стал блестяще образованным. Исследователи считают, что все это чистой воды выдумка. Зато имеются достоверные сведения об отваге молодого Оленина на полях сражений. Он вышел в отставку в чине полковника.
Современники
Творчество драматурга, естественно, интересовало одного из самых незаурядных людей своего времени — Петра Чаадаева (1794—1856). В подборке из его коллекции представлена первая часть полного собрания Д. И. Фонвизина, вышедшая в свет благодаря московскому книгоиздателю С. И. Селивановскому. На форзаце фигурирует экслибрис П. Я. Чаадаева.
На выставке можно увидеть два листка из «Московского Вестника» от 1824 года с напечатанным стихотворением Пушкина «Коварность». Над ним — лаконичная надпись, сделанная рукой Чаадаева: «10 июля 1828». Независимый в суждениях Петр Яковлевич бесстрашно обращался с текстом гения: перевод из Мицкевича просто перечеркнул черным карандашом.
Особый срез деловых взаимоотношений демонстрируют два письма от Бенкендорфа. Написаны они в связи с тем, что Чаадаев решительно отказался от предложенной ему должности в министерстве финансов. Философ и публицист пытался объяснить, что он совершенно неподходящая кандидатура. Ему хотелось служить на ниве образования.
Из сокровищ коллекционера Норова представлено «Хождение игумена Даниила в XII в.». Это древнейшее из русских описаний паломничества на Святую Землю (кон. XVI — нач. XVII вв.). Авраам Сергеевич Норов (1795—1869) — один из основных фондообразователей РГБ. Тоже замечательная личность: ученый, писатель, путешественник. В Бородинском бою был ранен в ногу, ее пришлось ампутировать. Трудно поверить, но годы спустя этот человек умудрялся непринужденно танцевать на балах. На выставке демонстрируется его портрет, написанный, видимо, в 1840-е годы. Точная дата и имя художника не известны.
Чаадаев одно время он был соседом Норовых по имению. Дуня, сестра Авраама Сергеевича, без памяти влюбилась в загадочного Чаадаева. Болезненная и экзальтированная девушка и не помышляла о замужестве, в Петре Яковлевиче она видела духовного наставника.
В царских покоях
Традиция ежевечерних семейных чтений всемерно поддерживалась царской фамилией. Особенно любила такие вечера императорская чета — Николай I и Александра Федоровна. Императрица гордилась своей книжной коллекцией, которую после смерти матери передали в библиотеку Московского публичного музеума ее сыновья.
В нынешнюю экспозицию вошло несколько ценных книг из этого собрания. Например, первое прижизненное издание нашумевшего романа Стендаля «Красное и черное» на французском языке. «Сочинения в прозе В. Жуковского» (СПб., 1835) — одно из последних прижизненных изданий учителя и наставника будущего императора Александра II. Альбом с изображением работ итальянского скульптора Бенцони Джованни, сделавшего этот подарок уже вдовствующей императрице Александре Федоровне. «Стихотворения графини Е. П. Ростопчиной». Любопытный факт: в печатную книгу вплетены два листа с необычным обращением Евдокии Петровны к царице — «Madame!» Но поэтам такие вещи позволены.
Двадцатый век
Двадцатое столетие, богатое на исторические катаклизмы и социальные потрясения, к счастью, не убило дух библиофильства. Напротив, обострило тягу к старинной и редкой книге как к островку стабильности и нетленной красоты.
Убежденный революционер, «красный профессор» Василий Алексеевич Десницкий (1878—1958) с годами полностью ушел от политики. Литературовед и библиофил, он оставил в наследство прекрасное собрание. На выставке демонстрируется заключенное в зеленый сафьяновый переплет «Предание о графине Берте, или Замок Витсгау» (СПб., 1845) — ранний перевод произведения Александра Дюма-отца на русский язык. Издание украшено 150 изысканными виньетками. Образец высокого искусства книги.
За несколько лет до смерти безвозмездно передал ГБЛ свое собрание Алексей Иванович Маркушевич (1908—1979) — доктор физико-математических наук, академик, одно время — министр просвещения РСФСР. В экспозицию вошло принадлежавшее ему издание поэмы Вольтера «Орлеанская девственница» с гравированными иллюстрациями, которые выполнены по рисункам известных французских художников.
Среди представленных книг из библиотеки знаменитого коллекционера, подвижника русской культуры Н. Рубакина в первую очередь привлекает внимание томик Чехова с дарственной надписью от 15 августа 1902 года: «Николаю Рубакину на добрую память и в знак сердечного расположения. От автора». Выставку венчает портрет Николая Александровича, выполненный Владимиром Чудновским. Молодой художник рисовал его по уцелевшей фотографии для документа. На полях — многочисленные подписи. Так выразили коллективную благодарность те, кто попал в лагерь для интернированных русских в Швейцарии. Будучи в эмиграции, Рубакин посылал в этот лагерь книги, нередко помогал находящимся там соотечественникам деньгами и продуктами. Среди них был и Чудновский, на всю жизнь сохранивший о Рубакине светлую память.
Репортаж с открытия выставки здесь
По материалам сайта РГБ