Выставка «Давид Бурлюк. Энергия футуризма в России»
9 августа в отделе рукописей РГБ открылась выставка, посвящённая Давиду Давидовичу Бурлюку, со дня рождения которого в этом году исполняется 140 лет. В экспозицию вошли рукописи произведений, записные книжки, письма, рисунки и редкие фото из архивов родоначальника футуризма в России, а также книги его последователей.
Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) — художник и поэт, родоначальник футуризма как художественного направления в России. С 1956 года в Государственную библиотеку СССР имени В. И. Ленина (ныне РГБ) начинают поступать творческие рукописи, дневники, письма Давида Бурлюка и его жены Марии Никифоровны. Передавал документы сам художник, который непрерывно поддерживал связь с родиной. Так в отделе рукописей сложился личный архивный фонд Бурлюка, насчитывающий 1050 единиц хранения.
Новая выставка в Румянцевском зале — иллюстрация яркой жизни Давида Давидовича, передающая через архивные документы энергию и очарование его творчества. В экспозиции представлены записные тетради со стихотворениями, рисунками и воспоминаниями нашего героя. В записные тетради вклеены автографы и рисунки самого Давида Давидовича, его друзей, фотографии родственников и знакомых, засушенные цветы и листья, газетные вырезки.
Давид Бурлюк в 1921 году в Японии написал повесть о художнике Павле Филонове. На выставке экспонируется рукопись повести, переписанная в 1953 году Марией Бурлюк и художественно оформленная рисунками и фотографиями автора.
Эпистолярное наследие Давида Давидовича представлено на выставке письмами Константина Циолковского, Сергея Прокофьева, Лили Брик, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Бенедикта Лившица и других современников. Изюминки этой части экспозиции — автограф Луи Арагона и рисунок Ильи Ильфа.
Один из разделов выставки посвящён последователям художественного направления Давида Бурлюка и одному из его предшественников. На выставке можно увидеть книги создателя футуризма Филиппо Томмазо Маринетти «Футурист Мафарка» c его автографом — дарственной надписью Валерию Брюсову. Рядом размещены «Манифесты итальянского футуризма» в переводе Вадима Шершеневича, рукописные книги Алексея Кручёных «Замауль юбилейная. 10-летие футур-дел» 1919 года и «Цоца» 1921 года в обложке, оформленной Александром Родченко. Эта часть экспозиции дополнена изданиями стихов Владимира Маяковского из библиотеки Брюсова и книгой Бенедикта Лившица «Гилея», вышедшей в 1931 году в Америке в издательстве Марии Бурлюк.
Впервые экспонируются редкие фотографии Давида и Марии Бурлюк, членов их семьи, Владимира Маяковского, Алексея Николаевича Толстого.
По материалам сайта rsl.ru