Выставка «Демоническая женщина» в Музее-квартире А.Н. Толстого. К 150-летию Надежды Тэффи

Смех должен быть и тонкий, и не пошлый, и глубокий;

смех должен быть острый и должен задеть кого-нибудь,

чтобы в переливах и вибрациях его чувствовались капельки крови.

Только при этих условиях запрыгает диафрагма.

Н. Тэффи

 

Надежда Александровна Лохвицкая, в замужестве Бучинская, известная как Тэффи, — представительница Серебряного века, поэт и сатирическая писательница, которую окрестили «королевой русского юмора». Она ничего не придумывала, а очень точно подмечала смешное в будничной и повседневной жизни людей. Ее обожал последний российский император Николай II. Он говорил: «Никого не надо, одну Тэффи». Шоколадная фабрика «Бликген и Робинсон» наладила выпуск конфет «Тэффи», продавались одноименные духи, песни на ее стихи исполнял Александр Вертинский. Она нравилась разным людям, независимо от возраста, социального статуса, политических и литературных пристрастий.

Творческое наследие Тэффи огромно. Ее фонд в архиве российской и восточно-европейской истории и культуры Колумбийского университета в Нью-Йорке насчитывает около пяти тысяч единиц. Писать Тэффи начала достаточно поздно. Первые ее публикации появились лишь в 30 лет. К этому моменту она была в разводе и имела троих детей. Дети остались с ее мужем. У нее были многочисленные романы, но что за любовь была в ее сердце, неизвестно. Подробности своей личной жизни Тэффи скрывала. Кому принадлежало ее сердце, многие исследователи гадают до сих пор. Есть предположение, что она была тайно влюблена в И. Бунина, но с его стороны это была искренняя, почти братская дружба (во многих письмах он так и обращается к Тэффи «сестра»). Возможно, он и заметил ту нежность, которую питала к нему Тэффи.

Надежда Тэффи с восторгом встретила февральскую революцию, а вот октябрьскую не приняла. Она была вынуждена покинуть Россию. Уезжая, Тэффи надеялась, что весной сможет вернуться на Родину. Возвращению не суждено было случиться. В Париже Тэффи окружали И. Бунин, А. Ремизов, И. Куприн, З. Гиппиус, А. Толстой, В. Ходасевич, М. Алданов и другие талантливейшие люди. Все они поддерживали связи, писали письма, селились рядом.

С Алексеем Толстым в дореволюционной России они общались, но их дружественный союз образовался именно в эмиграции, в Париже. «Алешка, Алешка, ни капельки-то ты не изменился», — писала Тэффи и тут же продолжала: «Все Алешку любили». Он был «глубоко свой парень». Тэффи весьма ценила его как писателя. Впоследствии она напишет: «Его исключительный, сочный, целиком русский талант заполнял каждое его слово, каждый жест». Тэффи и Алексей Толстой очень хорошо понимали друг друга, потому-то их дружество было близким и почти родственным.

В Алексее Толстом Тэффи привлекало легкое отношение к жизни, спонтанность и чувство юмора, которым он обладал. Он писала: «Надо уметь жить играя. Игра скрашивает любые невзгоды». В Толстом Тэффи сумела разгадать его человечность и порядочность, пусть даже с нотками легкомыслия. Для нее было важно найти секретный ключик к каждому человеку.

На выставке «Демоническая женщина» будут представлены экспонаты из собрания ГМИРЛИ имени В. И. Даля: шаржи, фотографии, уникальные, ранее не публиковавшиеся письма Н. Тэффи к А. М. Ремизову с пометками и комментариями, а также письма к Н. Крандиевской-Толстой.

 

По материалам сайта goslitmuz.ru

 

« Назад