Выставка «Дождливых улиц гулкое движение вдруг сладостным закрылось сном». Город в романтических иллюстрациях Алексея Ильича Кравченко

Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Музей книги РГБ

Время проведения: 25 марта — 30 апреля 2014 года

В одной из витрин основной экспозиции Музея книги, в разделе «Техники иллюстрирования. Гравюра на дереве», под стеклом лежит подлинная гравировальная доска выдающегося художника Алексея Ильича Кравченко (иллюстрация к «Пиковой даме») и его штихель для гравирования. В 2014 году исполняется 125 лет со дня рождения гравера. В фондах Музея книги хранится множество книг с иллюстрациями мастера. До 30 апреля посетители могут увидеть оформленные художником произведения Пушкина, Диккенса, Гоголя, Де Костера, Гофмана. Они наверняка знакомы почитателям искусства книжной иллюстрации.

Алексей Ильич Кравченко (1889—1940), один их крупнейших художников, был разносторонне одаренным человеком. Он прекрасно писал маслом, рисовал акварелью, успешно работал в области офорта и гравюры, но мировую известность получил как мастер ксилографии, в которой достиг совершенства.

В 1914 году вышла первая иллюстрированная им книга «Арабские сказки», но подлинное признание к художнику пришло в 1920-х годах. Тогда издания с его гравюрами на дереве стали появляться одно за другим и произвели огромное впечатление на читающую публику: «Деревянная королева» Леонида Леонова (Петроград, 1925), «Сверчок на печи» Чарльза Диккенса (М. — Ленинград, 1925) , «Портрет» Николая Гоголя (Москва, 1928), «Повелитель блох» Эрнста Т. А. Гофмана (Ленинград, 1929). Несмотря на довольно значительные по тому времени тиражи, эти книги сразу стали библиографической редкостью. Всех их можно увидеть на сегодняшней выставке в Музее книги.

Вскоре после появления первых книг с гравюрами Кравченко началось триумфальное шествие произведений художника по выставочным залам мира. С 1917 года и до конца своей жизни он участвовал более чем в 140 выставках, в том числе 72 раза в 25 зарубежных странах. В 1925 году на Международной выставке в Париже ему была единогласно присуждена высшая награда — Гран-при. После этого он почти каждый год становился лауреатом различных международных конкурсов. Всего Алексей Ильич художественно оформил около 100 книг и 70 из них проиллюстрировал — главным образом, произведения русских и зарубежных классиков.

По свидетельству самого художника, он всегда старался иллюстрировать книги, близкие его духовному миру. Неслучайно лучшие его работы были созданы для проникнутых романтизмом произведений Гофмана, Пушкина, Гоголя, Де Костера, Леонова, Цвейга. Сам романтик и отчасти символист, Кравченко передает драматизм внутренней жизни героев, страсти, смятение, отчаянные надежды.

Фоном, а часто и участниками событий, становятся природа, здания, окружающий человека мир вещей. Призрачно знакомый и полный тайны, зловещий и элегически спокойный, пейзаж у Кравченко, в том числе городской, не только создает настроение иллюстрации, но выступает проводником скрытых сил, помогающих или противостоящих человеческой воле, знаком той запредельной реальности, которая определяет смысл изображаемой сцены.

Тема сегодняшней выставки Музея книги — город в иллюстрациях художника — объединяет представленные издания и выявляет своеобразие каждого из них. На их страницах целая гамма настроений — от величественного спокойствия Дома Пашкова в Путеводителе по Москве (1925) до бушующего волнами Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина (1936).

Мы видим город враждебный («Пир во время чумы» А. С. Пушкина) и дружественный человеку («Сверчок на печи» Ч. Диккенса), город магов и волшебников («Повелитель блох» Э. Т. А. Гофмана), соблазнов и обманов («Портрет» Н. В. Гоголя), город ночной тайны и дневной яростной борьбы, средневековый и современный художнику, условный и реально существующий.

В экспозицию включено и одно из первых изданий с гравюрами Кравченко — небольшой сборник экслибрисов 1922 года, который вдруг, но вполне заслуженно, сделал известным его искусство ксилографии. Образы «энтузиастов книги, с трепетом в ненастный день тащащих кипы книг в свои библиотечные берлоги» суть «благородные свидетели большого, но скромного, зачастую незаметного труда — книжного собирательства» (Михаил Базыкин).

Каждому экслибрису сопутствовали стихи, сочиненные женой Алексея Ильича — Ксенией Степановной (1896—1990), впоследствии известным искусствоведом. Строки из этой книги и вошли в название выставки: «сладостный сон», навеянный книгой, — и «гулкое движение улиц» внутри и вне ее.

Книги и предметы, представленные на выставке:
  • Пушкин А. С. Медный всадник. — Москва: Худ. лит-ра, 1936.
  • Пушкин А. С. Пир во время чумы: (Из Вильсоновой трагедии: The city of the plague). — Москва: Худ. лит-ра , 1936.
  • Гофман Э. Т. А. Повелитель блох: сказка в семи приключениях двух друзей / пер. М. Петровского. — Ленинград: Academia, 1929.
  • Де Костер Ш. Тиль Уленшпигель. — Москва; Ленинград: Земля и фабрика, 1928.
  • Гоголь Н. В. Портрет: Повесть. — Москва: Госиздательство, 1928.
  • Диккенс Ч. Сверчок на печи. — Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1925.
  • Павлов И. Н. Гравер самоучка. — Москва; Ленинград: Огиз — Изогиз, 1931.
  • Леонов Л. М. Деревянная королева. — Петроград: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1923.
  • Ex libris Алексея Кравченко: К книжным знакам стихотворения К. С. Кравченко. — Москва: Книгопечатник, 1922.
  • Стихотворение к проекту экслибриса № 9.
  • Ex libris Алексея Кравченко: Книжные знаки и проекты к ним... — Москва: Книгопечатник, 1922.
    Библиофильское издание. Экземпляр № 2 из тиража 525 экз.
  • Moscou: [Путеводитель] / Перевод на исп. яз. К. Державина. — Москва: Всесоюзное общество культурной связи с заграницей; Academia, 1926.
  • Печатная форма для ксилографии, гравированная А. И. Кравченко.

 

По материалам сайта rsl.ru

 

« Назад