Выставка "Гравюра на металле" - из запасников Русского музея

Подготовка выставки "Гравюра на металле", которая открылась в Инженерном замке, оказалась очень трудоемкой и заняла почти 5 лет. Она включала обработку каталогов, создание концепции, подбор в едином стиле экспонатов и инструментария. Из почти 400 работ, хранящихся в запасниках Русского музея, на выставку попала половина. Они имеют не только художественную, но и историческую ценность. Так, например, на гравюре "Взятие Азова" имеется редкое изображение Петра Первого в русском платье.

Золотой век гравюры в России длился почти двести лет. Первая печатная графика появилась в конце XVII столетия. Царь Петр пригласил голландских граверов, дабы запечатлеть масштабные перемены в своем отечестве и рассказать о них европейским монархам.

"Практически во все дворы посылались гравюры, особенно изображения новых построек, торжественный вход войск после победы в очередной войне. Он хотел войти с помощью гравюр в том числе в ту семью европейскую", – поясняет старший научный сотрудник отдела гравюр Русского музея Галина Павлова.

Гравюра тогда была отчасти средством пропаганды. Даже художники, изображавшие Петербург с натуры, часто выдавали желаемые панорамы за действительные. В угоду идее прославления новой российской столицы. 

"Они не видели досок и кирпичей, которые где-то громоздились. Они не видели почему? Они создавали миф о Петербурге, рисовали таким, каким он должен быть", – отмечает ведущий научный сотрудник Русского музея Юлия Хотько.

Гравюра смело входила в школьные учебники. По такому же точно букварю с иллюстрациями Леонтия Бунина учился сын Петра Первого, царевич Алексей. С приходом XVIII века появилась и цветная гравюра. А четкие, сплошные линии рисунка уступили место более нежным, пунктирным. Гравюра открывает подробности быта и нравов, историю костюма. Но и сам по себе печатный лист – тоже ценность. 

"Такие вещи сделать очень сложно! Такая каллиграфия, точность, тонкость, сейчас вряд ли так кто-то умеет делать. То есть были школы специальные граверов", – рассказывает художник-гравер Олег Яхнин. 

Сейчас уже не все посетители представляют, что такое гравюра, поэтому в Русском музее решили рассказать, как она создается. Художник вырезает рисунок на металлической пластинке, смазывает его краской и получает оттиск. Вроде бы, все просто, но перенести на бумагу картины, нарисованные самой природой, могли разве что Иван Шишкин или Василий Матэ. Художники, жившие в начале ХХ века, овладели в совершенстве искусством интерпретации. Их черно-белой графике никакой цвет просто не нужен.

 

По материалам сайта tvkultura.ru

 

« Назад