Выставка «История татарского театра в афишах и плакатах» открылась в Музее им. Бахрушина

В Москву с гастролями приехал Татарский государственный академический театр имени Камала. Он привёз семь спектаклей. Первую в череде постановок - «Ходжа Насретдин» – накануне уже увидела столичная публика.

Чтобы ознакомится не только с работами, но и с историей труппы можно посетить Бахрушинский музей. В Каретном сарае сегодня открылась выставка «История татарского театра в афишах и плакатах». Наряду с ними в экспозиции представлены макеты спектаклей и костюмы. Проект приурочен к 110-летию театра. Репортаж Алии Шарифуллиной.

История татарского театра началась 22 декабря 1906 года. Именно в этот день представители прогрессивной молодежи Казани сыграли первые публичные спектакли на татарском языке – «Жалкое дитя» и «Беда из-за любви». Афиша к постановкам написана арабской вязью. На ней - подробный отчет о том, что ждет зрителей в антракте. Стоимость билета – 3 рубля - недешево. Для сравнения: цена лошади в то время – 9 рублей.

«Самые первые афиши оформлял драматург Галиасгар Камал со своим сыном. Собственноручно по 30 - 40 афиш, знал все тонкости арабского письма», - рассказала Рауза Султанова, куратор выставки, искусствовед.

Афиши оформлялись с учетом вкусов, потребностей и особенностей публики. Например, организаторы точно знали – женщина-мусульманка не пойдет на спектакль, где в зрительном зале рядом с ней будут сидеть мужчины. Поэтому в афишах было специальное упоминание о том, что для женщин предусмотрен бельэтаж с вуальными шторами. Со временем, желая привлечь большее  количество зрителей, плакаты к спектаклям стали оформлять в ярком, цирковом стиле.

«Спектакли шли по 8 часов. Иногда до трех ночи. И об этом тоже предупреждали, - говорит Рауза Султанова. - После спектакля - танцы, концерты. Во время антракта звучала национальная музыка».

В 1920-х годах воцарилась эстетика конструктивизма. Афиши – броские, с экспериментальными шрифтами, на эмблеме театра – трактор и линии электропередач. Появляется коллаж с фотографиями всей труппы и руководства театра. В конце 1930-х стилистическое многообразие уступает место штампу. Новые эксперименты появляются лишь в 1960-е  – это расцвет рисованной афиши в Казани. А плакаты 1990-х – это язык подтекстов и скрытых смыслов.

Сейчас у татарского театра имени Галиасгара Камала началась новая история. Сменился репертуар, обновились афиши. Они в современном рекламном стиле, но неизменно  с национальным колоритом.

 

По материалам сайта tvkultura.ru

 

« Назад