Выставка к 125-летию Анны Ахматовой и 25-летию музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Большой выставочный зал
10 июня - 17 августа
К 125-летию Анны Ахматовой и 25-летию музея
"НАСТОЯЩИЙ ХХ ВЕК": портреты современников Анны Ахматовой
Живопись и графика из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
На выставке представлены более ста графических и живописных портретов современников Анны Ахматовой из собрания Музея. Многие работы экспонируются впервые. Герои выставки - люди искусства, культуры, науки. Некоторые имена сегодня знамениты, другие полузабыты. То же можно сказать и о художниках-авторах портретов: есть среди них те, кто широко известен: Натан Альтман, Лев Бакст, Валентин Серов, Константин Сомов, Николай Тырса. Но есть и те, чьи имена знакомы лишь узкому кругу специалистов и любителей: Наталья Гумилева-Симоновская, Сергей Зарудный, Петр Нерадовский, Мария Шретер.
Хронологически экспозиция охватывает весь ХХ век: самая ранняя из представленных работ - "Портрет Дмитрия Философова" Валентина Серова датируется 1899 годом, а самая поздняя сделана почти через столетие: "Портрет Лидии Гинзбург" Арона Зинштейна выполнен в1989-м.
В одном из своих центральных произведений, "Поэме без Героя", Ахматова говорит о кануне 1914 года, с которого для неё начался "не календарный, настоящий двадцатый век". "Поэма" стала зеркальным отражением судьбы столетия, где множатся портреты тех, кто был его свидетелем. Отсюда переход в "Поэме" от лирического "я" до хорового трагического "мы" - "загремим мы безмолвным хором". Не этот ли "безмолвный хор" гремит, когда портреты разных людей эпохи, знаменитых и забытых, объединены одной выставкой.
Анна Ахматова глубоко понимала природу портретного жанра, таинство которого кроется не столько в объекте изображения, сколько, в его художественной интерпретации. Поэтому портрет, более чем любое другое произведение искусства, можно сравнить с зеркалом, в котором, совмещаясь, отражаются и лицо художника, и его модель. От этого портрет - всегда мистичен, заколдован для Ахматовой.
В экспозиции новаторские, кубистические портреты работы Николая Кульбина легко уживаются с подчеркнуто традиционными литографиями Георгия Верейского. Одинаково выразительны силуэты работы Елизаветы Кругликовой 1910-х-1920-х, превращающие образы моделей художника в собственные тени, и сдержанные, лаконичные листы Герты Неменовой 1960-х годов. Карикатуры и шаржи Натана Альтмана, Николая Радлова, Сергея Судейкина - словно остроумные, ироничные, изящные реплики, брошенные кем-то из посетителей кабаре "Бродячая собака" - символизируют артистичный характер эпохи Серебряного века, олицетворяют бурную атмосферу времени литературных дебютов и нешуточных споров о пути развития искусства начала ХХ века.
Петербургский театральный художник Эмиль Капелюш превращает выставочный зал в загадочный лабиринт времени и пространства, предлагая зрителю выстроить свой собственный путь по "настоящему ХХ веку".
Открытие 10 июня в 16:00
По материалам сайта museum.ru