Выставка «Неповторимый почерк эпохи»

«Неповторимый почерк эпохи» - такое название получила новая выставка в музее-заповеднике «Коломенское». Точнее, нескольких эпох. Экспозиция, приуроченная к Году литературы, посвящена истории рукописной книги в России. Более полутора сотен экспонатов XVII-XX веков демонстрируют, что искусство писать от руки не теряет своей значимости на любой стадии технического прогресса. Каллиграфию официальной и неофициальной культуры изучили «Новости культуры».

«Синодики Николо-Угрешского монастыря и окольничего Ивана Милославского», «Сборник певческий на крюковых нотах» - это книжные памятники XVII века, созданные «доброписцами», - так называли профессиональных каллиграфов при монастырях. Долгое время переписывание текста от руки было единственным способом тиражирования книги.

«Эти произведения каллиграфического искусства, уникальные совершенно иллюстрации, нарисованные вручную, это переплеты, которые сами по себе являются произведением искусства», - отметил директор Московского государственного объединенного музея-заповедника Сергей Худяков.

В XVIII веке создание рукописных книг уже стало делом частного интереса, а не монастырей. В веке XIX переписывать книги становится даже модно, несмотря на бурное развитие книгоиздания.

В Серебряном веке рукописная книга стала своего рода символом времени. Это «книги-самоделки» символистов и футуристов, выражавшие визуально-пластическое содержание поэзии. На выставке можно увидеть «Беловую тетрадь» Марины Цветаевой.

«У Марины Ивановны был очень живой, как она сама, почерк. В разные периоды жизни почерк был разный, это зависело и от состояния здоровья, от обстоятельств жизни. Например, ее переписка с Родзевичем - это просто произведения искусства. Она так выписывала текст, что он воспринимается как картина», - рассказывает директор Российского государственного архива литературы и искусства Татьяна Горяева.

На выставке есть и личные вещи Цветаевой – бамбуковая ручка с перышком, янтарные бусы и перстень с монограммой.

Специальный раздел выставки посвящен столетнему юбилею Константина Симонова. Помимо рукописей знаменитого романа «Живые и мертвые», здесь воссоздан подлинный быт писателя. Можно видеть его любимую коллекцию курительных трубок. С ними он практически не расставался, иногда просто держал во рту, не закуривая. Даже на фронтовых фотографиях, в окопах Симонов изображен с неизменной трубкой. За такое пристрастие писателя окрестили «советским Хэмингуэем».

В советский период производство и распространение книг рассматривалось как дело государственное. Так что рукописная книга в это время – это самиздат. На выставке этот период представлен рукописями Солженицына, Пастернака. Здесь можно увидеть черновик романа «Жизнь и судьба» Гроссмана. На каждом листке рукописи – живая мысль авторов.

 

По материалам сайта tvkultura.ru

 

« Назад