Выставка «Николай Степанович Гумилев. 130 лет со дня рождения (15 апреля 1886 года)»
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, Румянцевский читальный зал научно-исследовательского отдела рукописей
Когда: 4—30 апреля 2016 года
В читальном зале научно-исследовательского отдела рукописей РГБ в Доме Пашкова открыта выставка, посвященная 130-летию со дня рождения Николая Степановича Гумилева (1886—1921). В экспозиции представлены автографы стихотворений поэта, его переписка с Валерием Брюсовым, Корнеем Чуковским, Георгием Чулковым, Ларисой Рейснер. Фотографии и открытки, которые Гумилев посылал адресатам из своих путешествий и с фронта, а также рисунки поэта составят изобразительный ряд экспозиции.
Открывая выставку, заместитель генерального директора РГБ по выставочной деятельности Наталья Самойленко поздравила собравшихся. «Ничего более трепетного нет, чем живая связь времен через рукописи, рисунки, через всё, что хранит прикосновение человеческой руки. И как бы мы ни любили печатные книги, есть удивительное чудо соприкосновения, которое происходит в нашей библиотеке в отделе рукописей», — отметила Наталья Самойленко.
Экспонаты на выставке охватывают период жизни Николая Гумилева с 1907 по 1921 год. В 1907 году он еще живет в Париже, где слушает лекции в Сорбонне и много путешествует по Европе. Это время его активной переписки с Валерием Брюсовым, которому он посылает свои стихи, рассказы и статьи. Валерий Брюсов был первым, кто заметил талант молодого поэта, ввел его в круг лучших литераторов того времени и по-отечески его опекал.
«Я взял себе за правило к каждому письму прикладывать еще и стихотворение», — пишет Николай Гумилев Брюсову. Если он не посылает письма неделю-две, то извиняется, объясняя, что не хотел отправлять послание без законченного стиха. Многочисленные письма Гумилева к Брюсову с 1906 по 1913 год в миниатюрных конвертах, написанные мелким, но разборчивым почерком, хранятся в РГБ в архивном фонде Валерия Брюсова (Ф. 386).
Кроме Брюсова, одним из своих учителей Николай Гумилев считал и Вячеслава Иванова, вечера на «Башне» которого он посещал. На выставке можно увидеть автограф его стихотворения «Судный день», посвященного Иванову: «Раскроется серебряная книга, пылающая магия полудней...».
Отдельный стенд на выставке посвящен второму путешествию поэта в Абиссинию, которое он осуществил в 1913 году, сразу после свадьбы с Анной Ахматовой. По возвращении из путешествия Гумилев сделал доклад на заседании редакции журнала «Аполлон». На выставке можно увидеть текст доклада, план выступления, приглашения на заседание. Здесь же африканские письма и открытки к Валерию Брюсову. Судя по ним, Гумилев старался писать стихи везде, невзирая на неудобства путешествия. Дополняют картину этого периода жизни поэта образцы переписки Анны Ахматовой с Гумилевым и Валерием Брюсовым.
В архивном фонде (Ф. 245) возлюбленной Гумилева Ларисы Рейснер сохранилась их переписка 1914—1917 годов, а также ее стихи, посвященные поэту. Их знакомство произошло в 1915 году на лекции. Лариса Рейснер была студенткой Психоневрологического университета. В письмах Гумилев называет ее Лери (потом это имя он даст героине своей драмы «Гондла»), она его — Гафиз. И конечно, пишет ей стихи: «Что я прочел? Вам скучно, Лери...» и другие. Их переписка была опубликована в журнале «В мире книг» (1987, № 6—7).
В этот период Николай Гумилев уже известный поэт, глава стихотворной школы акмеизма, путешественник по Востоку, участник Первой мировой войны. Его засыпали письмами многочисленные поклонницы, некоторые из этих посланий также хранятся в архивных фондах библиотеки и представлены на выставке. Примечательно, что почти все именитые поэты того времени слагали или патриотические, или военные стихи, однако в боевых действиях добровольцами участвовали лишь двое: Николай Гумилев и Бенедикт Лившиц. Гумилев был награжден двумя орденами Св. Георгия, которые даются за личную храбрость.
И конечно, посетителям выставки будет интересно снова перечитать стихи поэта — не со страниц многочисленных печатных изданий, а на листочках из блокнотов, тетрадей и альбомов, написанные рукой самого Николая Степановича: «Судный день», «Под землей есть тайная пещера», «Камень», «Большая Земля», «Поэту», «Завещание», «Выборг», «Колокол», «Царица», «Роща пальм и дикого алоэ», «Персидская миниатюра», «Два сна. Китайская поэма», «Девочка», «Сахара» и другие.
По материалам сайта РГБ