Выставка «Новогодняя кадриль»
19 декабря в Доме Пашкова открывается выставка «Новогодняя кадриль», посвящённая самому любимому празднику взрослых и детей — Новому году. В экспозиции выставки представлены нотные издания, книги, программки и либретто спектаклей, связанные с этим зимним праздником.
Одна из витрин раскрывает историю появления самой известной новогодней песни «Ёлочка», которая вот уже больше века остаётся своеобразным гимном Нового года. Поразительно, что и сто лет тому назад, и в наше время немногие могут назвать авторов слов и музыки этой знаменитой песенки, её считают народной.
В 1903 году журнал «Малютка», который выпускался в Москве, напечатал стихотворение «Ёлка». Автор был указан как «А. Э.». Под этим псевдонимом публиковала свои произведения Раиса Адамовна Кудашева — она начала писать стихи, когда ещё училась в гимназии. Спустя два года стихотворение «Ёлка» увидел в журнале музыкант-любитель, столичный дворянин Леонид Карлович Бекман. Супруга Леонида Карловича, Елена Александровна Бекман-Щербина — профессиональная пианистка, выпускница Московской консерватории, вспоминала:
«Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для неё песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла». ...Чтобы не забыть песенку, я её записала, так как автор был на этот счет «неграмотным». Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник наш сборник «Верочкины песенки»...
Из книги «Жизнь пианистки: к 125-летию со дня рождения Е. А. Бекман-Щербины и 100-летию песенки „В лесу родилась ёлочка“« (Москва, 2006)
В числе произведений, вошедших в сборник «Верочкины песенки», оказалась и «В лесу родилась ёлочка».
О том, что к этому стихотворению была написана музыка, Раиса Адамовна Кудашева узнала только в 1921 году, когда случайно услышала, как «Ёлочку» в поезде поёт маленькая девочка. В 1941 году авторство её стихов было установлено официально.
Кажется, что песня «В лесу родилась ёлочка» была всегда. Она стала действительно народной. Более ста лет её распевают в детском саду, на праздничной ёлке в школе, в новогоднюю ночь во время застолья, в зимний вечер для создания праздничного настроения. Заслышав знакомую с детства мелодию, сразу улыбаешься и набираешь в лёгкие воздуха.
Образ новогодней зелёной красавицы обрёл большую популярность. На выставке представлены песенки о ёлочке Григория Григорьевича Лобачёва, Михаила Павловича Зива, Игоря Наумовича Шамо, Матвея Исааковича Блантера, Константина Николаевича Старцева.
Среди новогодних песенок выделяются издания Тамары Александровны Попатенко. В 1938 году она окончила Московскую государственную консерваторию по классу композиции у Виссариона Яковлевича Шебалина. Выбрав областью творчества музыку для детей, она становится одним из самых известных и популярных детских композиторов.
Какой же Новый год без снега, мороза, снежных игр! Кружатся снежинки в изданиях Юрия Михайловича Давыдова, Василия Васильевича Кюнера, Германа Дмитриевича Занорина, Владимира Васильевича Бунина, Н. Волкова и других композиторов.
Танец снежинок плавно переносит нас к самому главному вальсу снежинок — «Вальсу снежных хлопьев» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».
В конце 1890 года Дирекция Императорских театров заказала Чайковскому балет к новому сезону. Остаётся невыясненным, был ли сюжет балета выбран самим композитором, но известно, что история Щелкунчика интересовала Чайковского ещё в 1882 году. Премьера состоялась 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра. В балетном спектакле принимали участие ученики театральной школы императорской труппы. Эта премьера стала началом большой традиции, когда во «взрослом» балете на сцену выходят юные танцовщики. Кстати, в тот вечер каждый начинающий артист получил от композитора предновогодний подарок — коробку конфет. В Москве премьера «Щелкунчика» состоялась в Большом театре 21 мая 1919 года. В Большом театре спектакль был показан более пятисот раз.
Балетные трупы всего мира обычно включают «Щелкунчик» в свой репертуар. Постановка этого балета традиционно демонстрируется 31 декабря на сценах многих мировых театров.
Внимание посетителей выставки привлекут красочные издания партитур и либретто балета «Щелкунчик», появившиеся в разные годы. Среди них есть особо ценные — партитура балета «Щелкунчик» издательства «П. Юргенсон» в подносном переплёте с дарственной надписью «Глубокоуважаемому юбиляру от издателя» и программа балета «Щелкунчик», изданная типографией Императорских театров и дозволенная цензурой 1 декабря 1892 года.
На выставке можно не только познакомиться с редкими изданиями новогодних песен, но и послушать популярные песни, посвящённые Новому году.
По материалам сайта rsl.ru