Выставка-перформанс «Давид Бурлюк: прощальные гастроли футуриста» проходит в Омске
«Давид Бурлюк: прощальные гастроли футуриста» – на выставку-перформанс с таким названием пригласил своих посетителей Омский музей изобразительных искусств имени Врубеля. К уникальному футуристическому проекту по произведениям поэта и художника Давида Бурлюка присоединились также музеи Красноярска, Томска, Иркутска и Уфы.
В 1919-м Давид Бурлюк и сотоварищи под стук колес паровозов Транссиба везли вглубь России передовое искусство. В Омске четыре вечера отец российского футуризма на сцене Политехнического института читал стихи Маяковского, Хлебникова, Северянина. Литературные «Грандиозары» превращались в экспрессивные художественные выставки.
«Образ паровоза обязателен на этой выставке: паровоз – это олицетворение прогресса, будущего. А футуризм, который и пропагандировал Бурлюк, это и есть олицетворение будущего. Следуя своему кредо, Бурлюк пропагандировал все новое. И цель ставил перед собой вполне конкретную: расшевелить, разбудить», – пояснила заместитель директора по науке Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Фарида Буреева.
К «левому» крылу искусства в белой столице России с азартом примкнул не только знаменитый в Омске «король писательский» Антон Сорокин. Удостоверение в гениальности ему выдал лично Давид Бурлюк. Особая живописная манера письма отца российского футуризма пришлась по нраву и прогрессивной молодежи Сибири.
«Виктор Уфимцев потом напишет в своих воспоминаниях: «С вечера я ушел футуристом…» И уже весной 1921 года эти молодые ребята под руководством Виктора Уфимцева, который стал считать себя учеником Бурлюка, организовали группу «Червонная тройка», – рассказала куратор выставки Ирина Девятьярова.
Часть средств от перфомансов Бурлюка пошло на создание в городе на Иртыше художественно-промышленного училища имени Врубеля. Именно в его коллекции чуть позже окажутся два портрета Антона Сорокина и его супруги, созданных Давидом Бурлюком в благодарность за помощь нуждающимся художникам. Еще два пейзажа знаменитый футурист презентовал своему другу – врачу Владимиру Ишерскому. Удивительно, но среди полотен отца российского футуризма лишь единицы – как «Портрет моего дяди» – созданы в авангардистской манере. С бóльшим удовольствием на станциях Транссиба он живописал российскую глубинку: её пейзажи и людей. Еще перед тем, как навсегда покинуть страну, футурист Давид Бурлюк будущее разглядел в вечном.
По материалам сайта tvkultura.ru