Выставка, приуроченная к 150-летию со дня кончины Михаила Михайловича Достоевского
Осенний сезон в Музее-квартире Ф.М. Достоевского начался в этом году раньше традиционных «Ноябрьских вечеров». 25 сентября открылась выставка, приуроченная к 150-летию со дня кончины Михаила Михайловича Достоевского.
Галина Борисовна Пономарева, заведующая Музеем-квартирой Достоевского, отметила, что биографическая тема не слишком часто поднимается на мероприятиях музея – обсуждаются, как правило, идеологические проблемы.
1864 год был кризисным для Ф.М. Достоевского: почти одновременно умерли его жена Мария Дмитриевна, его старший брат Михаил Михайлович, а также Аполлон Григорьев, единомышленник и ведущий критик журнала братьев Достоевских. Впоследствии Анна Григорьевна Достоевская писала о своей первой встрече с писателем в 1866 году: Федор Михайлович выглядел мрачным, придавленным, несчастным – последствия этой потери. Кризис ставит человека в открытую перспективу, но что новое придет в его жизнь, он не может знать; для Ф.М. Достоевского новым началом стало появление Анны Григорьевны.
Павел Евгеньевич Фокин, разрабатывавший выставку, говорил о судьбе М.М. Достоевского и его роли в истории литературы.
За 86 лет существования музея-квартиры забылось, что это музей не одного, а двух писателей. Это не сопоставление по значимости: личный вклад М.М. Достоевского в русскую и мировую литературу очень скромный, если не стремится к нулю. Его повести конца сороковых – начала пятидесятых годов скорее являются приметой времени, а не этапом развития литературы. При этом личностный вклад его, напротив, огромный. Возможно, мы не совсем отдаем себе отчет, что за место – та маленькая комнатка, в которой братья жили вместе в детстве: интеллектуальный реактор, где вырабатывалась духовная энергия. Михаил не воспринимался Федором как старший, они скорее были равными братьями, и оба оказались увлечены одной идеей и одним чувством, они могли вести непрерывный диалог. Высказывание мыслей, споры, приверженность общему любимому делу – очень важная для подростков вещь.
Когда братья расстались в 1837 году, началась интенсивная переписка. «Человек есть тайна», «Философия есть тоже поэзия, только высший градус ее», – эти и другие знаменитые, широко цитируемые слова Ф.М. Достоевского высказывались им именно в письмах к брату.
Диалогическое мышление Достоевского формировалось под влиянием брата Михаила. Он был уверен, что брат его выслушает и поймет – не обязательно согласится, но спорить будет аргументировано и не ради спора, а ради смысла.
Издание общего журнала было задумано Михаилом Михайловичем Достоевским. Братья вместе создали новую литературную практику – литературный бизнес, притом семейный. И если в 1840-е годы Федор Достоевский имел идею об издании собрания сочинений Шиллера в переводах брата Михаила, то в 1860-е уже Михаил понимал, что «локомотивом» создаваемого журнала будет младший брат.
Некоторые из экспонатов нынешней выставки ранее никогда не показывались. Выставка делится на четыре смысловых блока.
Первый – братья и их переписка. Представлены оригиналы портретов братьев художника К. Трутовского (1840-е гг.). Экспонируется письмо Ф.М. Достоевского, написанное им брату 22 декабря 1849 года из заключения в Петропавловской крепости.
Второй блок – Михаил Михайлович Достоевский как литератор: его первая публикация в «Отечественных записках» в 1848 году, а также отдельное мемориальное издание с автографом сыну Феде и собрание сочинений М.М. Достоевского, изданное в 1915 году. Представлена редкая фотография конца 1850-х гг., ранее не выставлявшаяся.
Третий блок связан с изданием братьями Достоевскими журналов «Время» и «Эпоха».
Четвертый – экспонаты из семейного архива, фотографии детей, миниатюра на кости с изображением семьи. На выставке представлен патент на чин прапорщика, выданный Михаилу Михайловичу Достоевскому (также оригинал документа, очень редко экспонируемый).
Г.Б. Пономарева рассказала об участии Екатерины Михайловны Достоевской (дочери М.М. Достоевского) в открытии первого музея на Божедомке и увековечении памяти своего дяди-писателя. В воспоминаниях Веры Степановны Нечаевой, первого директора музея и знаменитого специалиста по творчеству Достоевского, Е.М. Достоевской уделено много внимания. Федор Михайлович и Анна Григорьевна были к ней очень расположены. Один из часто выставляемых экспонатов – ниточка уральских камней, привезенная ей Ф.М. Достоевским из Екатеринбурга. Эти бусы и другие предметы были подарены Е.М. Достоевской музею.
Второй частью вечера было выступление и доклад Владимира Николаевича Захарова, профессора, доктора филологических наук, президента Международного общества Ф.М. Достоевского (IDS), заведующего кафедрой русской литературы и журналистики Петрозаводского университета. Он отметил, что некоторые из представленных на открывшейся выставке вещей видит впервые, хотя занимается исследованиями Достоевского уже почти пятьдесят лет, и оценил выставку как успех музея.
В.Н. Захаров рассказал о своих поисках архива Ф.М. Достоевского 1840-х годов, изъятого во время ареста по делу петрашевцев. Ранее считалось, что эти документы пропали в недрах архива Третьего Отделения; это было общим местом в научной литературе. Что же случилось с архивом Достоевского?
Если у других петрашевцев бумаги увозили целыми телегами, то во время ареста Достоевского взяли только один тюк – небольшую связку книг и писем. По всей видимости, прочее он хранил у брата. Но по ошибке был арестован его младший брат – Андрей Михайлович; Михаил Михайлович же в это время уничтожил все доказательства и компрометирующие документы – он обежал всех, кого не успели арестовать по делу петрашевцев, и позаботился о сожжении всех улик, писем, следов. К моменту, когда пришли за ним самим, Михаил Михайлович успел сжечь все бумаги. Доктор С.Д. Яновский позднее вспоминал и жалел, что в этом роковом аутодафе Михаил Михайлович сжег рассказ Ф.М. Достоевского о горьком пьянице, ходившем по Парголово с просьбой посечь его за деньги, – рассказ этот Яновский считал шедевром. Михаил Михайлович не добрался только до записок А.Е. Ризенкампфа, жившего тогда в Сибири, но добежал до всех, кто был в Петербурге. Он спрятал письма своего брата – не на всё поднялась рука. Но если для позднейших исследователей уничтожение такого количества материалов – утрата, то участь арестованных оно, очень вероятно, облегчило.
Когда Федор Михайлович вернулся с каторги, старший брат не отдал ему письма, написанного из Петропавловской крепости, но дал сделать копию; само письмо было сложено и хранилось в Евангелии. На нынешней выставке экспонируется второй экземпляр – авторская копия письма.
Важны не только писатели-гении, но и вдохновители, собеседники, соратники. Эту роль Михаил Михайлович играл в жизни своего брата Федора. Они были очень разными. Михаил – сдержанный, Федор – неукротимый. Михаил был больше склонен к лирике, писал по три стихотворения в день (стихи эти собрал Ф.М. Достоевский), Федор становился поэтом только в прозе.
Все, кто попадал в орбиту Ф.М. Достоевского, начинали писать. Брат Андрей Михайлович вел дневник в 1884-1897 гг., пытаясь преодолеть потерю жены. Ничего не происходило, казалось бы, в провинциальной жизни, но Андрей Михайлович писал очень ярко и образно. Анна Григорьевна Достоевская оставила ценнейшие мемуары. Дети и внуки Ф.М. Достоевского писали. Но самым дорогим человеком, единомышленником Ф.М. Достоевского был его старший брат.
Проект, сейчас начинаемый В.Н. Захаровым и кафедрой русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета – ежеквартальный электронный журнал «Неизвестный Достоевский», где предполагается публиковать ранее не издававшиеся материалы, рукописи, неизвестные тексты, переписку, а также устраивать поиски потерянных документов.
В 1928 году коллекция Государственного исторического музея перешла музею Достоевского без некоторых сокровищ: не было рукописи третьей части «Бесов», рукописи «Подростка», черновика и беловика «Братьев Карамазовых». Эти материалы исчезли во время гражданской войны. Однако тот, кто крал рукописи, скорее всего, знал их цену. Будут организованы их поиски.
Будет опубликован текст о смерти М.М. Достоевского, с большой вероятностью атрибутируемый Ф.М. Достоевскому.
В июле 1864 года все видели, что Михаил Михайлович болен, но никто не ожидал скоротечной смерти. Он скончался 10 июля в седьмом часу утра. Ему было только сорок три года.
Брат Федор, бывший при нем в это время неотлучно, за несколько дней написал записку своему пасынку Паше Исаеву – просьбу прислать смену белья из дома; и он написал, что брат при смерти, и просил никому об этом не говорить.
После смерти брата все заботы легли на одного Федора Михайловича, у него не было помощников. Объявления о смерти в газетах тоже разместил он сам. Об этом написало несколько петербургских газет. Некролог и новость о смерти были напечатаны накануне похорон – сделать это мог Федор Михайлович.
Михаила Михайловича хоронили 13 июля. Письменных свидетельств о похоронах – два. Одно из них – донос полицейского агента, отметивший присутствие литераторов (за всеми ними велся надзор как за неблагонадежными) и отсутствие надгробных речей.
Второе – запись А.В. Никитенко в дневнике, что он был на похоронах Михаила Достоевского, честного и доброго человека.
Эта смерть вызвала очень небольшой резонанс – кроме петербургских и московских газет написали о событии только в Кронштадте, Киеве и Одессе.
16 июля был опубликован в «Иллюстрированной газете» и перепечатан в «Русском инвалиде» один подробный некролог. Можно предположить, что его написал Владимир Рафаилович Зотов, редактор «Иллюстрированной газеты», присутствовавший на похоронах. Но Зотов писал некрологи в другом ключе – отчужденно, сухо и строго; хорошим литературным языком, но со штампами и стереотипами. Некролог М.М. Достоевскому был написан человеком, лично переживавшим его смерть. Там есть почти дословные цитаты из писем о болезни, подробности совместного издания журналов. Автор некролога превозносил Михаила Михайловича – это было самое полное его признание.
Наиболее вероятный автор некролога – именно Ф.М. Достоевский.
Могила Михаила Михайловича Достоевского на кладбище Павловска до сих пор не найдена.
По материалам сайта goslitmuz.ru