Выставка «Царствующий град Москва». К 870-летию первого письменного упоминания о Москве
В Румянцевском читальном зале отдела рукописей Российской государственной библиотеки открылась выставка, посвящённая знаменательной дате: 870-летию первого письменного упоминания о Москве. Выставка приурочена к празднованию Дня города.
Выставка включает яркие тематические разделы: «Древняя Москва», «Теория „Москва — Третий Рим“», «Московские цари и венчание на царство», «Описание Москвы и её окрестностей», «Изучение истории Москвы», «Москва в литературных произведениях и воспоминаниях».
Первым достоверным летописным упоминанием о Москве считается указание Ипатьевской летописи (общерусский летописный свод южной редакции конца XIII — начала XIV века) — о встрече в городке под названием Москов ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого с друзьями и союзниками во главе с Новгород-Северским князем Святославом Ольговичем в день «Пятка на Похвалу Богородицы», то есть в субботу 4 апреля 1147 года. Встреча сопровождалась роскошным пиром и обменом подарками. От этого события, как от первого письменного упоминания, принято отсчитывать историю Москвы, хотя фактически поселение существовало уже как минимум несколько десятилетий, тогда как крепость (собственно «город» в тогдашних представлениях) была срублена несколькими годами позже.
Известно только пять списков этой летописи XV—XVII веков. В фондах отдела рукописей Российской государственной библиотеки их нет, но в формирование Ипатьевского списка вошла Киевская летопись, в которой также содержатся упоминания о Москве и её князьях, и вот этот список хранится в отделе рукописей РГБ. В списке Киевского летописца середины ХVIII века читаем: «В лето 6660... Великому же князю Александру Ярославичу, еще здраву ему сущу, предаде сыну своему князю Даниилу Александровичу Животворящий Крест, и багряницу, и виссон, и златую гривну, и венец Мономахов и повеле быти великим князем на Москве и над всемю Русскою землею сему сыну своему великому князю Даниилу Александровичу Московскому и всея Руссии. От сего времени преиде великое княжение из Володимера на Москве».
Хотя Москва впервые упоминается в 1147 году, поселение на этом месте существовало и ранее: село Кучково с усадьбой старшего дружинника Юрия Долгорукого — знатного боярина Степана Ивановича Кучки. Причём устроить «обед силен» для двух князей и его дружины можно было лишь в достаточно большом селении. Согласно преданиям, Кучке принадлежало несколько сёл на Москве-реке: Воробьёво, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущево и другие. Кучка был казнён князем из-за неповиновения. В экспозицию вошёл интересный список XVIII века, в котором представлен поздний вариант истории, связанной с боярином Степаном Кучкой...
Сохранилось и большое количество хронографов, сборников исторического содержания, в которых содержатся упоминания об основании Москвы, истории его названия. Они также представлены на выставке.
Второе письменное свидетельство о существовании Москвы в те же годы содержится в Тверской летописи и связано уже с Юрием Долгоруким как Великим князем Киевским. В 1156 году «князь Великий Юрий Владимирович заложил град Москву в устье Неглинной, выше реки Яузы».
Куратор выставки, главный палеограф, доктор филологических наук Марина Семёновна Крутова, говорит: «Об истории Москвы рассказывается в начале выставки. Мы сочли возможным поместить туда и литографии Аполлинария Васнецова, члена общества „Старая Москва“. Он выполнил свои рисунки с литографий зарубежных учёных, и по ним можно судить об облике старой Москвы, в том числе и о Московском Кремле. Кстати в этом году мы отмечаем еще и 530-летие основания Московского Кремля. Поэтому мы поместили на выставке и материалы, связанные с этим событием».
В отделе рукописей хранится очень большой комплекс архивных материалов, связанных с деятельностью общества «Старая Москва» — протоколы выступлений, посвящённые истории Москвы, статьи (по большей части неопубликованные). Доклады Аполлинария Васнецова: «Способы передвижения по улицам г. Москвы в XVII и XVIII вв.», «Кремль при Иване Калите», «Вероятный вид Красной площади во второй половине XVII века» представлены на выставке.
Выставка называется «Царствующий град Москва» — это устойчивое выражение, встречающееся во многих документах и произведениях. Поэтому одна из важных частей выставки — материалы, которые раскрывают историю получения царского титула московскими государями, венчание их на царство.
Впервые в России венчание на царство имело место в 1498 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом «великий князь», а не «царь». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы. Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул «царь») Иван IV Грозный в 1547 году. В отделе рукоп
Говоря о венчании московских государей на царство, нельзя не обратиться к теории «Москва — Третий Рим». Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров. Концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 — начала 1524 года старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем.
Царствующий град Москва был источником вдохновения для многих литераторов — поэтов и писателей. Москву описывали в своих произведениях практически все русские классики. На выставке представлен список «Песни про купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова, сделанный его кузиной Александрой Верещагиной, а также список стихотворения «Бородино», в котором знаменитый поэт неоднократно упоминает древнюю столицу. В экспозиции — неизвестные широкому кругу читателей воспоминания о Москве Александра Петровича Сумарокова, «Москва с окрестностями»; «Записка, сочиненная для Ея императорского величества государыни императрицы Марии Федоровны, соч. Николая Михайловича Карамзина». Посетители выставки увидят сборники со стихами о Москве Гавриила Романовича Державина и Кондратия Федоровича Рылеева, слова неизвестного автора к песне «Здравствуй, матушка старушка Белокаменна Москва» и др.
Особая гордость отдела рукописей РГБ — Грамота Константинопольского патриарха Иоасафа 1560 года, утверждающая за великим князем Иваном IV Грозным титул царя, но она слишком большая, чтобы её можно было представить на выставке — так же, как и рукописные карты Москвы, составленные инженером Барминским.
Сам праздник — День города Москвы — прошёл, но выставка, ему посвящённая, будет работать в Румянцевском читальном зале отдела рукописей до 6 октября 2017 года.
По материалам сайта РГБ