Выставка «Ученики преподобного Сергия Радонежского»

Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1, Дом Пашкова, читальный зал отдела рукописей РГБ (Румянцевский зал)

Время проведения: 17—26 июня 2014 года

 

В Румянцевском зале Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ открылась выставка, приуроченная к юбилейной дате — 700-летию святого преподобного Сергия Радонежского. Большая выставка, посвященная жизни и деятельности преподобного, проходила в марте этого года в выставочном зале РГБ. При подготовке настоящей, более камерной, экспозиции было решено основное внимание уделить ученикам святого, продолжателям его иноческого делания.

В название выставки внесены слова из жития преподобного: «Тако умножится стадо учеников твоих, и по тебе не оскудеют». Однажды, когда преподобный Сергий молился в уединении о своих иноках, ему было видение: небеса озаряются чудесным светом и к келии слетаются птицы «зело прекрасны», во множестве окружают святого, прообразуя его учеников, которых будет много и при его жизни, и после него число их не уменьшится.

Преподобный Сергий удалился в пустыню, ища уединения. После того как к нему пришли первые ученики, их долгое время было ровно двенадцать, по числу апостолов; однако впоследствии число иноков в обители значительно возросло, а некоторые из них основали свои обители с тем же общинножительным уставом, который был принят в монастыре Святой Троицы. Считается, что учеников и духовных друзей Сергия, основавших новые монастыри, было около сорока, и около пятидесяти иноков этих монастырей создали свои обители.

Архиепископ Никон (Рождественский), автор изданного в Сергиевом Посаде в 1885 году «Жития Сергия Радонежского», в своей книге, макет которой, украшенный гравюрами Рашевского, представлен на выставке, две главы посвящает ученикам преподобного: тем, что жили в родной обители, и тем, что служили Господу за ее пределами.

О многих из них мы узнаем из жития, которое было тщательно и любовно составлено учеником Сергия, иноком Троице-Сергиева монастыря, замечательным русским духовным писателем Епифанием Премудрым, в 1417—1418 годах, то есть спустя четверть века после кончины святого. Это житие в середине XV века частично переработал и дополнил новыми чудесами книжник и агиограф Пахомий Логофет (заказ на эту работу он получил, по-видимому, в связи с обретением мощей в 1422 году и причислением преподобного к лику святых). В дальнейшем житие неоднократно переписывалось, переделывалось, дополнялось новыми чудесами.

Существует множество списков жития Сергия разных редакций, и вопрос о количестве этих редакций в науке еще не считается решенным. Но так или иначе, в списках, представленных в экспозиции, а самые ранние из них датируются XV веком, мы видим и рассказ о чудесном видении Сергия, и главу об Исааки молчальнике, которого преподобный благословил на иноческий подвиг, и повествование о победе над Мамаем, в которой благословение и молитвенная помощь игумена Троицкого монастыря сыграли неоценимую роль (изображение битвы инока Троицкого монастыря Александра Пересвета, которого Сергий благословил на брань, с воинственным татарином Челубеем видим мы на миниатюре из сборника конца XVII века). Списки жития поведают нам и о создании новых монастырей — Киржачского, Андроникова, Симонова, Голутвинского и других — самим Сергием или его иноками.

Помимо списков жития Сергия, на выставке можно познакомиться с рукописями житий и служб его преподобных ученикам Никону Радонежскому, Савве Сторожевскому, Афанасию Высоцкому, Авраамию Галицкому (иначе — Чухломскому), Кириллу Белозерскому, Григорию Пелшемскому. В интереснейшем сборнике начала XVI века мы находим жития святых Дмитрия Прилуцкого, Павла Обнорского, Саввы Сторожевского и Стефана Махрищского. Последнего святого, правда, нужно отнести не к ученикам Сергия, но к его друзьям и собеседникам, как и святителя Стефана Пермского, житие которого, украшенное миниатюрой, также представлено на выставке. В певческом сборнике XVII века помещена служба преподобному Кириллу Белозерскому на крюковых нотах.

Посетитель выставки увидит списки житий наиболее известных и наиболее почитаемых на Руси святых — учеников Сергия. А те святые, жития которых редко встречаются в рукописях, перечислены в «Книге, глаголемой Описание о российских святых». Эта книга представляет собой перечень русских святых, о каждом из которых написано всего по две-три строки, но если святой был учеником преподобного Сергия, об этом непременно упоминается.

На выставке представлена настоящая реликвия из фондов отдела рукописей — Евангелие, принадлежавшее ученику и ближайшему преемнику Сергия — преподобному Никону Радонежскому, — пергаменная рукопись рубежа XIV—XV веков.

Надо заметить, что в рукописной книжной традиции житие Сергия и служба ему очень часто соседствуют с житием и службой Никону Радонежскому, и рукопись, завершающая экспозицию, представляет собой именно такой сборник. Особенность ее в том, что она была переписана с печатного издания 1646 года, где житие Сергия вышло в редакции Симона Азарьина, дополненное новыми чудесами.

В отдельной витрине помещены три прекрасных юбилейных издания 2014 года — альбом, изданный Троице-Сергиевой лаврой, и каталоги выставок в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева и в Государственном историческом музее. Последняя продлится до 13 октября 2014 года, на ней представлено несколько замечательных памятников из фондов отдела рукописей РГБ.

 

По материалам сайта rsl.ru

 

« Назад