Выставка «Удобнейшее средство пестрения бумаги»
В Музее книги Российской государственной библиотеки открылась мини-выставка «„Удобнейшее средство пестрения бумаги“: клейстерные декоративные бумаги в переплёте XVIII—XX веков». Экспозиция входит в цикл выставок «Элементы книги».
«Пестрение бумаги» — так в одном из экономических руководств XVIII века названо окрашивание бумаги в декоративных целях. Оно входило в список важных умений российских переплётчиков, которые не хотели или не имели возможности использовать готовые материалы, предлагавшиеся на рынке.
Яркие или светлые, с орнаментами или одноцветные, рельефные или гладкие — декоративные бумаги требовались для изготовления форзацев, обтяжки крышек полукожаных переплётов, для футляров и папок, для упаковки. В старопечатных книгах встречаются и причудливые узоры мраморных бумаг, и рисунки, тисненные золотом, и многоцветные орнаменты, напечатанные в техниках гравюры и литографии. Производство большинства из перечисленных видов требовало больших умений, специального оборудования и было дорого. Важное преимущество клейстерных бумаг заключалось в относительной простоте их изготовления, доступной и «удобнейшей» для каждого мастера.
Мучной клейстер, смешанный с краской, наносился непосредственно на поверхность окрашиваемого листа. Киселеобразная масса долго оставалась влажной и предоставляла много возможностей для доработки. Её можно было продавливать и перемещать разными способами, увеличивая и уменьшая интенсивность цвета на разных участках.
Основной инструментарий мастера — щётки, кисти, шпатели, губки для наложения краски, любые предметы для рисования, гребни, штампы для оттискивания готовых элементов декора и любой подручный материал для создания эффектов фактурности. Декоративные достоинства клейстерной бумаги — тонкие градации тона, объёмность рисунка, ощущение непосредственной рукотворности. В профессиональном словаре реставраторов и дизайнеров клейстерная бумага называется «клеевой» или «пастовой».
В экспозиции Музея книги представлены книги с обложками и форзацами, окрашенными в данной технике: в первой витрине — отечественные издания в XVIII века, во второй — европейские. Клейстерная цветная бумага широко использовалась разных странах, но особенно в Германии, откуда, вероятно, и была заимствована русскими мастерами.
Особый интерес вызывают так называемые «гернгутские» бумаги, создававшиеся в мастерской религиозной общины в Гернгуте (Саксония) и ставшие благодаря высокому качеству чрезвычайно популярными в Европе. Характерный стиль мастерской — сочетание рисованных орнаментов с деревянными печатными формами, резными ролями, гребнями на клейстере насыщенных тонов.
В экспозиции также представлены переплёты первой половины ХХ века и современные образцы в технике клейстерной окраски бумаги.
По материалам сайта rsl.ru