Выставка в Государственном музее А.С. Пушкина посвящена образу Петра I в сочинениях поэта

Музей Пушкина на Пречистенке представляет проект к 350-летию со дня рождения Петра I. Почему петровская тема сопровождала поэта всю жизнь и как менялась с течением времени, расскажет Юлия Струкова.

«Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник» – Пушкин создал образ Петра как вечного работника на троне, который прорубил окно в Европу и привнес в Россию европейское просвещение. В зале, посвященном «Полтаве», воспроизведенные рукописи, портрет Марии Волконской – поэма была адресована ей – гравюры сражения.

«Приступая к работе над своими произведениями, он тщательно изучал все печатные источники. А в 24-м году предпринял даже поездку из Одессы в Бендеры с целью отыскать могилу гетмана Мазепы и следы шведского лагеря», – сообщила куратор выставки Светлана Белехова.

Во втором разделе – материалы, связанные с «Арапом Петра Великого». Еще до создания «Полтавы» поэт задумал показать картину петровского времени в семейном историческом романе о своем знаменитом предке. Отдельные главы романа были опубликованы в «Северных цветах» в 1829 году. При жизни Пушкина целиком он напечатан не был.

«Современники-читатели в один голос жалели о том, что роман остался незавершенным. Они понимали, что Пушкин очень много и тщательно изучал петровскую эпоху, собирал материалы и со временем готовился дать большую и полную картину этого времени», – добавила куратор выставки.

Над поэмой «Медный всадник» Пушкин работал болдинской осенью в 1833-м. Вот рукописи с рисунками автора – угадывается портрет Натальи Николаевны. Свою «петербуржскую повесть» Пушкин был вынужден передать Николаю I, который вызвался быть цензором поэта.

«Когда Пушкин предоставил свою поэму на высочайшее рассмотрение, он получил ее обратно с многочисленными замечаниями. Формально поэма не была запрещена, но Пушкин отказался от переделок, таким образом закрыв себе путь к публикации произведения», – рассказала Светлана Белехова.

Первая публикация поэмы в «Современнике» была восторженно принята читателями. А «Медный всадник» – памятник Фальконе, созданный по заказу Екатерины II, и строки великого поэта навсегда стали единым произведением.

 

По материалам сайта smotrim.ru

 

« Назад