Выставка «В звонко-звучной тишине: к 150-летию В. Я. Брюсова»
Музей книги приглашает на выставку из фондов научно-исследовательского отдела редких книг, где представлены первые издания Валерия Яковлевича Брюсова, юбилей которого — 150 лет со дня рождения — отмечается 13 декабря.
Русский поэт, прозаик, драматург, литературовед и переводчик после публикации скандальных сборников поэзии в середине 1890-х годов стал признанным лидером русского символизма. Брюсова называли своим учителем Максимилиан Александрович Волошин, Владислав Фелицианович Ходасевич и Николай Степанович Гумилёв.
На выставке представлены первые издания сборников поэзии Валерия Брюсов. В их числе — дебютный сборник поэтов-символистов, в котором он выступил не только как автор, но и как издатель. Чтобы создать видимость большего, чем было на самом деле, количества единомышленников, Брюсов использовал псевдонимы: В. Даров, К. Созонтов, З. Фукс, М., ***.
Его первым самостоятельным сборником поэзии и переводов стал Chefs d’oeuvre. В нём сильно влияние декадентства и полностью реализован принцип «искусство для искусства». «Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству», — пишет в предисловии автор «Шедевров». Он беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы и необычные образы. Именно в этом сборнике было опубликовано стихотворение «Творчество»: «Тень несозданных созданий колыхается во сне...»
В собрании фондов научно-исследовательского отдела редких книг хранится уникальный экземпляр сборника «Граду и миру» без цензурной правки из коллекции философа и публициста Александра Константиновича Горского, который издавался под псевдонимом А. Остромиров. В Urbi et orbi впервые в творчестве Валерия Брюсова появляется гражданская тема.
На выставке представлено и первое собрание сочинений, включившее в себя лирику, прозу, переводы и критические статьи Брюсова. Книга открыта на стихотворении «Юному поэту», впервые опубликованном во втором сборнике лирики Me eum esse («Это я»).
Среди бесценных экспонатов — экземпляр с автографом Вячеславу Иванову, во владельческом переплете по заказу Валерия Брюсова. Этот сборник поэт считал вершиной своего творчества: «„Венок“ завершил мою поэзию, надел на неё воистину „венок“«, — пишет Брюсов Вячеславу Иванову 5 июня 1906 года. Здесь ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, сборник проникнут предчувствием неминуемой революции, автор предстаёт её певцом, отходя от данного в стихотворении «Юному поэту» завещания поклоняться искусству и не жить настоящим:
Но чуть заслышал я заветный зов трубы,
Едва раскинулись огнистые знамена,
Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,
Я вторю грому с небосклона.
На выставке представлены и литературоведческие работы Брюсова. В предисловии к эссе «О искусстве» он пишет: «...думаю, что мне не придется отказываться от тех суждений, которые я изложу здесь. Всё это уже решено для меня». Однако в автографе А. П. Кудрявцеву называет издание «осуждённой книгой юности».
Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году, когда отбирал стихи начинающих поэтов для первого сборника «Русские символисты». «Далекие и близкие» — наиболее полный сборник критических статей Брюсова. Но самым известными из литературоведческого наследия стали его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Сергеевича Пушкина. В книгу «Лицейские стихи Пушкина» вошли новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста, а в предисловии Брюсов критикует недостатки академического собрания сочинений, вышедшего к столетию великого поэта.
На выставке представлена и книга «Египетские ночи» — брюсовская реконструкция одной из последних, неоконченных поэм Пушкина, в которой он стремится, по собственному выражению, «проникнуть в дух античного миросозерцания, античных идеалов жизни».
В числе экспонатов — экземпляр из библиотеки Брюсова его первого сборника художественной прозы «Земная ось», получившего позднюю известность благодаря иллюстрациям художника-модерниста Альберто Мартини. Книга проникнута настроениями упадка и обречённости, охватившими автора в период Русско-японской войны и Февральской революции. Кульминацией этого мироощущения можно назвать драму «Земля» — антиутопию о гибели гипертехнологического мира.
По материалам сайта rsl.ru