Выставка «Ёлки-Святки. Противостояние праздничных традиций» в мемориальном музее-квартире Н. А. Некрасова

На выставке представлена графика, иллюстрирующая новогодние праздничные гуляния, уникальные печатные издания из фонда Редкой книги, предметы быта XIX века.

На Руси Рождество отмечали 25 декабря по юлианскому календарю. Накануне заканчивался сорокадневный Рождественский пост. В сочельник христиане постились до появления первой звезды. Затем наступал святой день Рождества Христова, а за ним следовали «святые дни» или «святки».

Святки в народной традиции – время чудес, святочных игрищ и гуляний, а начиная с петровской эпохи – еще и время балов, маскарадов, праздничных приемов.

Указ Петра I от 20 декабря 1699 года, переносивший празднование нового года с 1 сентября на 1 января, в числе прочего, повелевал украшать к празднику дома и улицы хвоей. Однако обычай наряжать к Рождеству елку пришел в Россию много позже. Особая заслуга в распространении данной традиции принадлежала супруге императора Николая I Александре Федоровне.

В 1830-х годах XIX века обычай устанавливать на Рождество ёлку был знаком далеко не всем в нашей стране и еще долго воспринимался как «немецкое обыкновение». Лишь с середины 1840-х годов елка прочно входит в моду и становится привычным предметом рождественского интерьера. «Мода на елки с каждым годом все более распространяется и укрепляется в Петербурге. Начиная от бедной комнаты чиновника до великолепного салона, везде в Петербурге горят, блестят, светятся и мерцают елки в рождественские вечера. Без ёлки теперь существовать нельзя. Что и за праздник, коли не было елки?» - писал И.И. Панаев.

Выставка рассказывает о противостоянии и преемственности «немецкой елки» и «славянских святок» в русской культурной традиции.

По материалам сайта museumpushkin.ru

« Назад