Выставка «Юрий Олеша: исповедь советского интеллигента». К 120-летию со дня рождения писателя
Выставка Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля приурочена к 120-летию со дня рождения Юрия Олеши и посвящена сложной судьбе писателя, отраженной в его произведениях и дневниках. Экспозиция в отделе ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» построена таким образом, чтобы посетители смогли не только узнать о жизни писателя, но и погрузиться в богатую драматическими противоречиями эпоху.
Юрий Олеша считал, что каждый писатель должен написать книгу-исповедь. Именно по своеобразной книге-исповеди Олеши, впервые опубликованной после смерти писателя, кураторы выставки предлагают совершить путешествие посетителю.
Юрий Олеша стал знаменит в конце 1920-х годов, когда работал в веселой компании будущих известных писателей в газете «Гудок». Рядом с ним были В. Катаев, И. Ильф, Е. Петров, М. Булгаков. Близкая дружба связывала его с юности с Э. Багрицким. Слава пришла к Олеше после публикации романа-сказки «Три толстяка» и романа «Зависть», но затем его имя на некоторое время исчезло из советской литературы. И только после смерти писателя в 1960 году стало известно, что всю жизнь, день за днем он писал исповедальную книгу. Впервые к печати ее подготовил Виктор Шкловский, дав ей название «Ни дня без строчки». Однако в те годы она была издана со значительными купюрами.
На выставке представлены цитаты из «прощальной книги» Юрия Олеши в сопровождении страниц рукописей, фотографий, карикатур и рисунков из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. Экспозиция рассказывает о детстве в Одессе, первой любви, дружбе с Мейерхольдом и его драматическом исчезновении на Лубянке, постановке пьесы «Список благодеяний», о внутреннем разломе писателя, который происходил с ним в 1930-е годы, о закатном послевоенном десятилетии, когда он писал только «в стол». На выставке можно увидеть фрагменты из выступлений Олеши на Первом съезде советских писателей и стенограммы осуждения писателей-формалистов — его близких друзей. В многочисленных фотографиях показано окружение писателя — постепенно исчезающий дружеский круг.
Посетители смогут увидеть знаменитую куклу наследника Тутти из собрания Политехнического музея, иллюстрации и фрагменты фильма «Три Толстяка», афиши спектаклей по пьесам писателя из фондов Российского национального музея музыки и Музея МХАТ.
По материалам сайта goslitmuz.ru