Выставки «И славили Отчизну меч и слово…» и «Поэты-фронтовики в Библиотеке И.Н. Розанова»
Выставка «И СЛАВИЛИ ОТЧИЗНУ МЕЧ И СЛОВО». К 70-летию Великой Победы
C 30 апреля по 31 августа 2015 года.
Когда говорят пушки, музы молчат (Inter anna silent Musae), иначе говоря, “Когда страна ведет военные действия, искусство отходит на задний план”. Это крылатое латинское выражение хорошо известно, но так ли оно бесспорно? Отнюдь. И это в полной мере доказала Великая Отечественная война. Страшные испытания, обрушившиеся на советскую страну в 41 году, не только не отодвинули искусство и великое культурное наследие на последние планы, но наоборот, культура стала, своего рода, и оружием, и оберегом.
Почти пять лет вся страна жила под девизом «Всё для фронта, всё для победы!». И с первых дней войны рядом с защитниками Родины были деятели культуры, науки и искусства. С концертами и лекциями они выезжали на фронт и в перерывах между боями выступали перед солдатами. В городах шли спектакли, открывались выставки, работали филармонии и кинотеатры. Большими тиражами печатались исторические произведения и классика. Произведения литературы, музыки, живописи, прямое общение с мастерами культуры вдохновляли на подвиги и поддерживали силы, боевой дух и уверенность в победе. В героических примерах прошлого, в самих именах великих творцов Отчизны находил наш народ опору в дни военного лихолетья.
Одним из святых в годы Великой Отечественной войны стало имя великого русского поэта. «За Пушкина», так же как «за Родину» и «Москву», шли в смертельный бой. В годы лихолетья произведения Пушкина не раз переиздавались. Особым спросом пользовались сборники небольшого формата – их брали с собой в боевой поход. Во многих солдатских вещмешках вместе с фронтовым пайком лежали томики стихов. С именем поэта на устах освобождали города. Именем Пушкина называли боевую технику – артиллерийские орудия, танки и самолеты.
Для многих тысяч людей именно Пушкин стал символом силы, веры и надежды… Мало кто знает сегодня, но в Москве, где с началом бомбежек были замаскированы и укрыты спецсредствами самые ценные объекты культурного и исторического наследия, по просьбам москвичей было принято официальное решение не закрывать памятник на Пушкинской площади. Мистика ли это? Но ни одна бомба, ни один снаряд, даже в дни самых страшных артобстрелов, не разорвались в районе Пушкинской площади! Всю войну Пушкин стоял открыто и непоколебимо. Иначе не должно и не могло быть. Отряды бойцов, уходящих на фронт, старались пройти мимо памятника Пушкину. К подножию монумента они клали записки, в которых клялись в верности Родине и обещали вернуться…
Многие художники и деятели культуры обращались к пушкинской теме в годы лихолетья. На выставке представлены портреты Пушкина работы Н.В. Ильина, И.С. Блохина, Н.А. Павлова, созданные в 40-е годы; иллюстрации к пушкинским произведениям и эскизы декораций к спектаклям, выполненные С.В. Герасимовым, К.И. Рудаковым, А.В. Фонвизиным и другими; афиши спектаклей и концертов, издания пушкинских произведений 1941-1945 годов.
Большой интерес представляют работы художников Т.А. Мавриной, А.А. Осмеркина, Э.Б. Берншейна, К.К. Лопяло, писавших виды Москвы и Ленинграда военных лет. Во время войны Татьяна Маврина, большой друг и даритель музея, находилась в Москве. Тогда ею была выполнена серия акварелей с видами московских церквей. В музее хранятся и представлены на выставки не только эти работы, но и уцелевший бесценный документ того времени – разрешение московский комендатуры на пленерную работу. Художнице пришлось просить об этом разрешении, после того, как ее чуть не арестовали во время рисования, приняв за немецкую шпионку…
На выставке очень много архивного документального и фото- материала, связанного с жизнью во время войны музеев А.С. Пушкина в Ленинграде, Михайловском, Гурзуфе и Бахчисарае. Например, сотрудники Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН) в Ленинграде продолжали заниматься наукой и спасением бесценных архивов в тяжелейших условиях блокады и эвакуации. А трехлетняя оккупация немцами Пушкинского музея-заповедника «Михайловское» стала самой трагической страницей его истории. На фотоснимках запечатлены бесчинства фашистов в Святогорском монастыре, руины дома Пушкина, разбитые надгробные плиты на семейном кладбище Осиповых-Вульф. После войны сотрудники музеев героически восстанавливали разрушенные мемориалы.
Среди уникальных меморий, связанных с Великой Отечественной войной – том лирики А.С. Пушкина, пробитый осколком немецкого снаряда. История этого экспоната (как и многих других на этой выставке) – трогает до глубины души.
В 1943 году москвич со звучной пушкинской фамилией Онегин прислал своим дочерям с фронта письмо и эту «израненную» фашистами книгу, пробитую осколком немецкого снаряда. В письме Д.С. Онегина есть такие слова: «Этот изорванный снарядом фашистов томик Пушкина пусть будет вам постоянным символом того, что для гитлеровцев нет ничего святого, дорогого. Как они изуродовали этот томик Пушкина, так разрушают они и всё. Знайте, что если папа погибнет, то он, значит, отдал жизнь свою за Пушкина, за русскую культуру, за счастье Родины и ваше». К счастью, Онегин вернулся с победой. В 1966 году этот томик Пушкина, письмо и свою фронтовую фотографию Д.С. Онегин передал в дар музею.
И еще один щемящий сердце документ из блокадного Ленинграда – рукописный альбом «Евгения Онегина» с иллюстрациями «от руки» А. Рудневой.
Особый раздел выставки посвящен потомкам А.С. Пушкина – участникам Великой Отечественной войны: правнуку поэта Григорию Пушкину, праправнукам Сергею Клименко, Александру и Олегу Кологривовым, Сергею и Борису Пушкиным.
Один из разделов выставки посвящен основателю и первому директору Государственного музея А.С. Пушкина Александру Зиновьевичу Крейну, фронтовику, чьи боевые заслуги были отмечены орденами Красной Звезды и Отечественной войны I и II степени, медалями «За взятие Варшавы» и «За взятие Берлина». Дорогами войны прошли и многие из друзей музея, тех, кто сотрудничал с ним и передал в дар музею ценнейшие коллекции. Среди них ленинградец-блокадник Павел Губар, военный журналист и писатель Сергей Голубов, старший лейтенант Лев Кишкин и многие другие. Не менее интересны и документы, касающиеся вклада в общее дело известных ученых-пушкинистов Николая Гудзия, Дмитрия Благого, Александра Слонимского.
В одном из залов выставки установлен большой экран. Зрителям выставки представляется редкая возможность посмотреть легендарный художественный фильм «Юность поэта», снятый в 1936 году к столетнему юбилею со дня гибели А.С. Пушкина режиссером А. Народицким по сценарию А. Слонимского. Эта картина в свое время произвела фурор не только в нашей стране. Фильм получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. С минувшей войной картину связывает чрезычайно драматический факт: все юные актеры, снимавшиеся в фильме, включая обаятельнейшего и талантливого Валентина Литовского, блистательно сыгравшего Пушкина-лицеиста, погибли на фронтах Великой Отечественной.
Выставка «ПОЭТЫ-ФРОНТОВИКИ В «БИБЛИОТЕКЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ И.Н. РОЗАНОВА»». К 70-летию Великой Победы.
C 30 апреля по 31 августа 2015 года.
Выставка, которая занимает один из выставочных залов музея – не очень большая, но она вмещает в информацию о жизни и творчестве 23 ярких поэта, через судьбы которых суровой поступью прошлась война. А они прошли ее. Рядовыми, офицерами, военными корреспондентами. Павел Антокольский, Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вера Инбер, Маргарита Алигер, Михаил Исаковский, Семен Кирсанов, Василий Лебедев-Кумач, Борис Пастернак, Михаил Светлов, Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко, Иосиф Уткин, Степан Щипачев, Илья Эренбург…
Поэты писали о жизни и смерти, о мужестве и отваге, о ненависти к врагу и о любви к Отечеству, о тоске по дому, о любви и верности. Многие из них с этой страшной войны не вернулись.
Выставка основана на материалах уникальной Библиотеки русской поэзии И.Н. Розанова, которая уже полвека хранится в Государственном музее А.С. Пушкина.
В июне 1965 года Ксения Александровна Марцишевская (1897–1988), вдова профессора Московского университета Ивана Никаноровича Розанова (1874–1959), передала в Государственный музей А.С. Пушкина уникальную библиотеку своего мужа – более 10 тысяч изданий сочинений русских поэтов, их первых переводов на иностранные языки, поэтические сборники, альманахи, песенники, журналы, ценнейшие рукописные материалы – все то, что представляет русскую лирику XVIII- первой половины ХХ века.
Замечательное книжное собрание И.Н. Розанова связано с его научными интересами. Профессор мечтал написать такую историю русской лирики, в которой найдут свое место все поэты, а не только великие, где не останется без внимания ни одно литературное течение, ни одно поэтическое объединение, ни один стихотворец… Эту задачу он выполнил, собрав свою уникальную во всех отношениях «Библиотеку русской поэзии». Самая ранняя книга в коллекции И.Н. Розанова – это перевод аллегорического любовного романа Поля Тальмана «Езда в остров любви» (1730), который исполнил В.К. Тредиаковский, тогда еще студент. В «Библиотеке русской поэзии» с максимальной полнотой представлена лирика XVIII- XIX века, в том числе, тридцать два издания А.С. Пушкина, напечатанных при жизни поэта.
И.Н. Розанов был и заинтересованным слушателем. Многие поэты, коллеги-исследователи охотно дарили ему свои издания. По книгам ХХ века с автографами, а в их числе издания А.А. Блока, А. Белого, В.Я. Брюсова, С.А. Есенина, Б.П. Пастернака, И.Л. Сельвинского А.А. Тарковского, А.Т. Твардовского, В.Ф. Ходасевича и др., нетрудно представить русскую лирику первой половины XX столетия.
В собрании И.Н. Розанова широко представлена военная тема. Это и редкие издания, напечатанные во время Отечественной войны 1812, и сатирические книжки «для народа» Крымской войны 1855 – 1856, и поэтические сборники Первой мировой войны 1914, и стихотворные отклики на Финскую войну 1939 и на начало Второй мировой.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1944 профессор И. Н. Розанов не покидал Москвы преподавал в Московском университете, на Высших литературных курсах при Союзе писателей, откуда уходили на фронт молодые поэты. И.Н. Розанов вошел в специальный комитет Горкома писателей, который помогал неэвакуированным литературным работникам, принимал у себя поэтов-фронтовиков, переписывался с ними. Позднее его ученик и друг поэт Л.А. Озеров писал: «Сколько сохранилось у него книг, фотографий, писем поэтов, которые погибли в лагерях, на войне, пропали без вести».
На выставке экспонируются тоненькие книжечки величиной меньше ладони – выпуски серии «Боевая краснофлотская поэзия»: «Разгорайся, ненависти пламя», «Бьем врагов на суше», «Мы из Кронштадта», «Отстоим Ленинград», «Соколы Балтики», «Балтийская лирика». Они были напечатаны в первые месяцы войны в блокадном Ленинграде и осажденном Кронштадте.
Несмотря на бомбежки, разруху, отсутствие всего необходимого, книги продолжали издаваться в Ленинграде, Кронштадте, Сталинграде, Киеве, Харькове, Москве. Почти все поэтические издания военных лет напечатаны на плохой бумаге и оформлены очень скромно, с редкими картинками на обложках цветной бумаги.
Первое издание поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (М., 1942) тоже было небольшого формата (оно легко умещалось в кармане). Эта «книга про бойца» сразу же приобрела большую популярность и в 1944 вышла вторым изданием с иллюстрациями художника О.Г. Верейского.
Особая гордость коллекции – экземпляры с автографами друзей И.Н.Розанова, фронтовиков А.А. Жарова, В.C. Жукова, М.В. Исаковского, О.Я. Колычева, М.Д. Львова, А.К. Тарасенкова, Н.Н. Ушакова, И.Л. Френкеля, С.П. Щипачева, переживших ленинградскую блокаду О.Ф. Берггольц, В.М. Инбер и других. На своей книге «Однополчане» (М., 1944) молодой поэт С.П. Гудзенко, ушедший на фронт из Института философии, литературы и истории, написал: «Дорогому Ив. Ник. Розанову с благодарностью ученика и солдата С. Гудзенко 4.IV.44 г.».
По материалам сайта pushkinmuseum.ru