За вежливую букинистику!
Взаимная вежливость продавца и покупателя - один из секретов успешного ведения бизнеса. В Советском Союзе это понимали плохо - возможно, потому что не было бизнеса как такового. В современной России тоже понимают недостаточно - бизнес вроде как есть, но специфический. Недаром выражение "бизнес по-русски" имеет, к сожалению, обидный для нас оттенок.
Среднестатистический советский продавец хамил покупателю, чувствуя его беспомощным просителем, а себя - хозяином положения. Продавец книжного, даже букинистического магазина - тоже, хотя и реже, наверно, чем "в среднем по стране". Я начал собирать старые книги в начале восьмидесятых, еще школьником, так что отлично помню это хамство, не повсеместное, но неизменно присутствовавшее. Не так давно в ЖЖ вспоминали чудака в черном халате из "Букиниста" на Ленинском проспекте в Москве - он выделялся, потому и запомнился многим, но исключение никоим образом не составлял.
В девяностые годы (в данном отношении благословенное время!) ситуация начала меняться. Появились частные магазины, во многих из которых реально стремились привлечь покупателя. В букинистическую торговлю пошли не только знающие дело, но и лично приятные люди. Желающих купить было меньше, чем желающих продать. Могущих купить было меньше, чем желающих купить. Жалованье продавца стало зависеть от результатов его работы или работы всей команды магазина. Приходилось терпеть и быть мучительно (для самого себя) любезным.
С началом нулевых ситуация вновь изменилась. Собирание старых книг стало делом - уделом? привилегией? - почти исключительно богатых, зачастую очень богатых людей. Поскольку пиетет перед богатыми в нашем обществе только усиливается, отношение к таким покупаетелям стало подобострастным. Это правильно и хорошо - работа с клиентом. Плохо то, что отношение к менее богатым покупателям во многих антикварно-букинистических магазниах (я говорю именно о них, а не о скупках подержанных "новых" книг) стало хамским в худших советских традициях. "И чего эти нищеброды здесь ходят" - явственно читается не лицах не только охранников, но и некоторых "продавцов-консультантов", явно родившихся уже после того, как я начал собирать старые книги.
Давно живя в Японии - стране образцового, несмотря на отдельные косяки, сервиса - я хожу по московским магазинам в основном по осени, но зато каждый год. Увы, перемены не к лучшему. Причем я говорю об отношении к "ищущим купить", то есть потенциальному источнику наличности, а не к "ищущим продать", хотя совсем без последних магазинам станет нечем торговать. Кстати, росийские издатели стали точно также относиться к авторам. Точнее, относились так всегда - просто сейчас это стало очевидным.
За исключением людей, знающих меня лично или хотя бы четко помнящих в лицо (не все же сотрудники московских букинистических магазинов заходят на сайт Национального союза библиофилов и, тем более, в этот ЖЖ), встречают по одежке и четко сканируют, сколько стоит то, во что ты одет, - хотя это книжный, а не одежный магазин. Мама с детства приучила меня одеваться чисто и опрятно, а в остальном я хожу одетым так, как мне удобно. Надо, наверно, завести перстень с фальшивым бриллиантом, чтобы пускать лучик в глаз - хотя бы хмурому отставному "силовику", сидящему у входа в офис некоего аукционного дома в ЦДХ. Больше туда никогда не пойду.
Некоторые антиквары не хотят, чтобы к ним ходили случайные люди, и имеют на это полное право. Закрытая на замок дверь, звонок, прием по записи, охранник, вежливо (!) интересующийся, к кому вы идете - какие могут быть претензии. Но если у вас магазин, открытый для всех, не надо хамить потенциальным покупателям. И не просто потенциальным, но тем, кто у вас реально покупает.
Когда человек, посещающий ваш магазин четверть века, просит разрешения позвонить от вас, потому что у него проблема, а он дома забыл мобильник, не надо читать ему нотаций о том, что "всем надо", а им потом счет придет. Когда к вам в магазин приходит выдающийся и известный коллекционер (это я НЕ о себе!) и ведет беседу с другим коллекционером (вот это я о себе), не надо с подчеркнуто недовольной миной заявлять им, что они громко разговаривают (о книгах и не столь громко!) и "мешают другим". В крайнем случае - если уж совсем невтерпеж - можно пошутить, что, дескать, соперники услышат все ваши секреты. А лучше предложить стул и чашку чая (размечтался).
Почему "лучше"? Потому что после такого "приема" лично я в этот магазин больше не приду, будь он немного на отшибе, маленький и когда-то уютный (в первом случае) или на главной улице, большой и многолюдный (во втором). Потому что единственный способ наказать за хамство и плохой сервис - больше не нести свои деньги этим людям. А нести их туда, где тебе рады - например, в "Акцию". Дисклеймер: рекламой не является, просто давно туда хожу. Обхамили за много лет всего один раз - случайная тетка; при покойном М.Е. такого не было никогда, да и потом, слава богам, ситуация исправилась.
Господа букинисты обоего пола! Пожалуйста, будьте вежливы и предупредительны с потенциальными покупателями, которые вежливы и предупредительны с вами (лично я строго придерживаюсь этого правила). Если человек долго рылся в книгах и ничего не купил, это не значит, что у него нет денег или ему нечего делать. Скорее всего, он просто не нашел ничего нужного, хотя надеялся. Чем дольше собираешь, тем чаще такое случается, поверьте. Проявите хоть немного профессиональной гордости и забудьте про "советскую торговлю", будь она неладна. Даже в эпоху преобладания интернет-продаж у коллекционеров осталось желание лично порыться в книгах и поболтать о них. Потому что когда богатые дружно переключатся на собирание чего-то другого, вы останетесь вовсе без клиентов.
Навеяно статьей М.В. Сеславинского "За честную букинистику!" http://www.aboutbooks.ru/editor/
Василий Молодяков. molodiakov.livejournal.com