М. Добужинский в Риге
На библиофильской встрече в музее Марины Цветаевой мой французский знакомый Рене Гера известил, что в декабре, в Риге будет выставка графики М.Добужинского. Я, не переспросив Рене, грешным делом подумал, что это будет выставка из его коллекции, потому что, когда он бывал в Риге я узнал, что Рене Гера увлекается графикой русских художников.
На самом деле у нас в декабре 2012 и январе 2013 года проходила замечательная выставка русских художников «Серебряного века» из собрания музеев Латвии, Литвы и Эстонии. Эта выставка экспонировалась в прекрасно отреставрированном старинном здании рижской «Биржи» в старой Риге и пользовалась интересом не только у рижан, но и у гостей из Москвы, Петербурга, европейских стран, кто встречал Новый год именно в Риге. Те, кто пришёл на выставку этой экспозиции, подолгу задерживались и любовались картинами Кустодиева, Врубеля, Виноградова, Коровина, Рериха, Богданова-Бельского, Гончаровой, Чехонина и других художников. Было ещё отдельное помещение для графических работ, где господствовал дух и работы Мстислава Добужинского.
Мстислав Валерьевич Добужинский после возвращения в Литву в 1924 году, принял литовское гражданство и обосновался в Каунасе. Но вскоре приехал в Ригу один раз, второй, а затем и поселился в ней, так как в самом большом городе в Балтии больше возможностей реализовать свои творческие замыслы.
Тема Добужинский и Рига интересна, собран некий материал, может в будущем стоит написать более подробную статью, а сейчас о новых поступлениях.
Пока длилась выставка «Художники Серебряного века» пришли любопытные издания. Ещё в декабре совершенно случайно у знакомого букиниста я обратил внимание на журнал «Солнце России» с обложкой М.Добужинского. Меня всегда завораживал силуэтный графический рисунок. Так вот в этом 123-ем номере «Солнца» за июнь 1912 года опубликован на обложке рисунок Добужинского «Мадригал», кроме того, помещена большая статья внутри журнала о художнике со знаменитым портретом М.Добужинского, автором же портрета является К.Сомов. В самом журнале помещены десяток иллюстраций Добужинского, среди них – «Дача», «Амстердам», «Великий четверг», «Париж.-Сена», «Петербург.-Казанский собор», «Уголок Неаполя» и другие. Такой журнал пропустить было невозможно.
Не прошло и двух недель, как вдруг мой хороший знакомый, у которого солидное книжное собрание, предложил мне альбом «Рисунки М.Добужинского», Москва-Петроград, 1923 года, автор Э.Голербах. Библиофилы хорошо знают это издание и комментарии как бы излишни, но листаю его каждый день и всё время заглядываю в «Список работ М.В.Добужинского» с 1898 по 1923 год включительно, больше тысячи работ в перечне, ценнейшее приложение! Думаю, что не все обращают внимание на список. Практически это готовая диссертация на тему о творческом пути художника за четверть века! Смотрю справочники и аукционники, разговариваю с букинистами, такое впечатление, что альбом недооценивают, время идёт, а он появляется всё реже и реже в антиквариатах и на аукционах.
А вот несколько совсем иное недавнее поступление: каталог выставки «M.Dobuzinskis», Riga, 1930. На обложке каталога рисунок фрагмента петербургского моста, на 3-ей странице тоже графика моста и канала. Каталог содержит несколько разделов на латышском, литовском, французском языках: «Натюрморт», «Литва», «Рига», «Таллин», «Париж», «Дания», «Голландия», «Петербург», «Москва», «Русская провинция», «Театр», «Театр Рики Хоппер в Амстердаме 1926 г.», «Драмтеатр в Дюссельдорфе 1927 г.», «Театр Роял ду Парк в Брюсселе» и «Графика на стекле». Всего в экспозиции персональной выставки Мстислава Добужинского в Риге 61 работа, в основном книжная графика, но для театров сделаны эскизы для сценографии.
В 20-30 годы в Риге жили, работали многие русские художники, но трудно установить некоторые исторические детали о том или ином событии, о выставках, публикациях. К примеру, в прекрасном биографическом словаре О.Л.Лейкинда, К.В.Махрова, Д.Я.Северюхина «Художники русского зарубежья» в большой статье о М.Добужинском даже не упоминается, что художник жил и работал в Риге и у него была персональная выставка в 1930 году, хотя в списке литературы имеется статья Р.Тименчика об этом, опубликованная в журнале «Даугава».
Вот так общение с Рене Гера и выставка русских художников «Серебряного века» заставили меня чаще смотреть в сторону замечательного русского художника и за короткое время я смог пополнить своё собрание интересными библиофильскими изданиями.
Анатолий Ракитянский, Рига