150-летие Александра Бенуа отпразднуют эксклюзивной выставкой в Москве

От документальной живописи до фантастических театральных декораций.

В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына открылась экспозиция «Радостный труженик», которая приурочена к полуторавековой годовщине со дня рождения выдающегося русского художника Александра Бенуа. В его творчестве трудно выделить что-то одно. Он писал почти документальные акварельные пейзажи, создавал иллюстрации к «Пиковой даме» и «Медному всаднику», делал эскизы декораций и костюмов для русского балета. Причем не просто оформлял спектакли, а воплощал самые смелые для начала XX века идеи – карусель в «Петрушке», фонтан с журчащей водой в «Павильоне Армиды» и настоящий корабль в опере «Манон Леско».

«Радостный труженик» – это продолжение цикла выставок, созданных на базе коллекции «Два брата Бенуа» и «Чудотворения» (ЦДХ, 2016 год) галереи «КабинетЪ». Экспозиция охватывает все стороны творчества Бенуа. Художник предстанет перед зрителем не только как живописец, но и как теоретик искусства,  книжный иллюстратор и театральный декоратор. Помимо живописи и графики в экспозицию вошли оригинальные фотографии и личная переписка с родственниками и друзьями из собраний Дома русского зарубежья, искусствоведа Константина Журомского, главы Роспечати Михаила Сеславинского, художников Аллы и Евгения Лансере и частных коллекционеров. Всего – более 50 предметов.

Почерк Бенуа — это прорисованные детали и уникальная светотень, которые наилучшим образом проявляются в живописи художника – излюбленном жанре Бенуа. На выставке представлены работы с видами Версаля и многочисленных мест, в которых жил и по которым путешествовал художник. Впервые гости увидят «Альпийский пейзаж в окрестностях Люцерны» (1936) из собрания Дома русского зарубежья. 

«Он отрисовывал то, что видел, а дальше помечал, какой должен быть оттенок краски. И потом он раскрашивал это в любое свободное время, может, даже спустя несколько лет», — рассказывает куратор выставки Константин Журомский.

Но на выставке Бенуа не только живописец. Его книжные иллюстрации – одни из самых желанных предметов в коллекции любого библиофила. А собственная «Азбука», полностью сделанная им для сына Николеньки, и вовсе редчайший экспонат.

«Часто ее называют «Азбука в картинках», и она очень любима взрослыми. Я знаю массу библиофилов, которые ее бережно хранят. Вот у меня на лестничной клетке висят постеры с воспроизведением некоторых иллюстраций этой азбуки. При плохом настроении я выхожу в подъезд и разглядываю эти картинки, а настроение само по себе улучшается», — делится исследователь книжной культуры, глава Роспечати Михаил Сеславинский.

Особый раздел выставки – театральный. Он воссоздан по работам эмиграционного периода жизни художника. Среди экспонатов – платье, сшитое в 1974 году в Швейцарии из ткани, выполненной по эскизам Бенуа, в котором Наталия Солженицына была на приеме после вручения Нобелевской премии Александру Солженицыну. А также многочисленные эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам Сергея Дягилева. Бенуа не просто оформлял спектакли, а делал из декораций самостоятельные произведения искусства, которые готовы были скупать как полотна.

Неординарность мысли и детальная скрупулёзность привели к созданию настоящей карусели для спектакля «Петрушка», одного из самых популярных в Европе во время дягилевских «Русских сезонов». «На сцене должна была стоять настоящая карусель! Она была создана в России и отправлена в Париж. Это редкая расточительность, но она и превратила эти спектакли в неподражаемые», — рассказывает Константин Журомский. А помимо карусели, был фонтан с журчащей водой в спектакле «Павильон Армиды» и настоящий корабль в опере «Манон Леско».

Внимание к мельчайшим деталям в одежде даже второстепенного героя, подбор мебели и реквизита, безошибочные архитектурные подробности — фирменный стиль Александра Бенуа. Трудно представить, но все проработанные до мельчайших деталей эскизы декораций и костюмов, были воплощены и изготовлены.

 

По материалам сайта mk.ru

 

« Назад