Бучумова Е. Принципиально без Первой мировой. «Книжный уголок» в журнале красивой жизни начала ХХ века // НГ-EXLIBRIS. — 2024. — 24 июля
Михаил Сеславинский.
Мир книг и автографов в «Столице и усадьбе». М.: Издание «Про книги. Журнал библиофилов», 2024. 264 с. |
Одновременно с открытием выставки «Журнал красивой жизни» в московском Музее русского импрессионизма вышел в свет небольшой альбом «Мир книг и автографов в «Столице и усадьбе», составителем которого выступил исследователь книжной культуры Михаил Сеславинский. Выставка посвящена журналу «Столица и усадьба» – по всей вероятности, первому отечественному «глянцу», выходившему в Петербурге в 1913–1917 годах и адресованному аристократической элите. Этот журнал «совершенно нового в России типа, по образцу английских» изначально был ориентирован только на светский и развлекательный «контент»: театр, охота, скачки, обзоры балов и приемов, заметки о модных выставках, искусстве и архитектуре, праздном столичном и усадебном быте, была даже рубрика с фото домашних питомцев – и все это принципиально без политики и освещения событий Первой мировой войны.
Издатель и идеолог журнала, коммерсант Владимир Пименович Крымов (1878–1968) был не только успешным бизнесменом, но и неплохим литератором, а также немного эксцентричным мечтателем. Как его характеризуют современники, это «был красочный человек… умел деньги делать из воздуха, был очень богат и чудовищно скуп». В начале карьеры он был «светским обозревателем» – писал заметки и фельетоны о светской жизни в журнал «Новое время» (и даже стал его коммерческим директором), а потом решился на собственный издательский проект. С размахом изданный журнал на мелованной бумаге на треть состоял из картинок и фотографий (даже цветных) и, несмотря на высокую стоимость (1 рубль – стоимость средней хорошей книжки), обрел успех: тираж за несколько лет взлетел от полутора до двадцати тысяч экземпляров, а страницы заполнились рекламой «элитных» товаров – автомобилей, косметики, папирос.
Какого-то конкретного издательского плана журнал не придерживался и имел несколько эклектичный вид. Какое же место в повседневности высшего общества занимало издание? Насколько светский аристократ – помимо театра, моды и пролистывания «глянца» – интересовался книжными новинками и печатным словом в целом? Ответ на этот вопрос попытался дать составитель дайджеста, председатель Национального союза библиофилов Михаил Сеславинский. Для книги им были отобраны все материалы околокнижной тематики, опубликованные на страницах «Столицы и усадьбы» – обзоры и рецензии на книги, иногда с цитатами и примерами картинок, анонсы и реклама, критика и даже литературоведческие мини-эссе. Особое место в подборке отведено теме коллекционирования и обзорам частных собраний, и «прицел выставлен» на достаточно элитарный сегмент – рукописные альбомы и автографы великих личностей. Отметим, что сейчас это предметы музейного уровня, которые практически не встречаются в частных руках. Многие книжные рецензии дополнены изображениями книг из личной библиотеки составителя, Российской государственной библиотеки и Публичной исторической библиотеки. Составитель остроумно заметил во вступительной статье, что альбом является его ответом на неудачную попытку сформировать «книжный уголок» на вышеупомянутой открывшейся выставке.
Дайджест, как и сам журнал, предполагает определенную эклектику, но прекрасно передает «дух эпохи» модерна. Последнюю страницу обложки украшает отзыв о новой книге государственного деятеля и искусствоведа Михаила Швыдкого: «Эта, казалось бы, узкая тема на самом деле дает возможность соприкоснуться с удивительной эпохой, когда ужасы Первой мировой войны сознательно «вычеркивались» из обихода жизни, а гламур органично уживался с гуманитарной и исторической повесткой». Ниже – директора Первого канала Константина Эрнста: «Михаил Сеславинский выбрал для своего издания не светскую жизнь и даже не прекрасные обзоры старинных усадеб и дворцов, а рафинированное направление коллекционирования автографов и описания книжных новинок той эпохи. Мозаика из рукописных альбомов, исторических исследований и беллетристики, дополненная богатым иллюстративным рядом, наполняет издание острым ароматом эпохи…»
По материалам сайта ng.ru