Галкина В. Акварели для друга России // Литературная газета. — 2019. — 24 апр.

Новое издание Анатоля Франса – символ преемственности

В апреле исполнилось 175 лет со дня рождения французского писателя, лауреата Нобелевской премии Анатоля Франса. Подарком к юбилею классика стало уникальное издание его романов «Харчевня королевы Гуселапы» и «Восстание ангелов», выпущенное петербургским издательством «Вита-Нова» по инициативе руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского.

Уникальность этого издания заключается в том, что романы оформлены иллюстрациями 1930-х годов, выполненными художницами Татьяной Мавриной (1900–1996) и Антониной Софроновой (1892–1966) по заказу легендарного издательства «Academia».

В зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где проходила презентация, была организована однодневная выставка этих иллюстраций: смешанная техника – акварель с тушью, пастельные тона, воздушность, изящество… Собравшиеся в зале гости с удовольствием рассматривали экспозицию, а Михаил Сеславинский лично провёл экскурсию для Чрезвычайного и Полномочного Посла Франции в России госпожи Сильви Берманн, которая высоко оценила проект и написала к изданию вступительное слово. В своём выступлении она отметила: «Этот проект прекрасно отражает высокий уровень и глубокие корни франко-русского сотрудничества в области культуры» и посетовала, что сегодня на исторической родине Анатоль Франс, к сожалению, недооценён.

О том, что значит это имя для России, рассказал Михаил Сеславинский. Известный французский писатель возглавлял Союз друзей России в начале XX века, высказал горячую поддержку Октябрьской революции, желая процветания молодому социалистическому государству, а денежную часть своей Нобелевской премии отправил в фонд помощи голодающему Поволжью…

Симпатия была взаимной, Франса читали и издавали. В 30-х годах издательство «Academia» начало выпуск полного собрания сочинений писателя в 25 томах, которое, увы, так и не увидело свет. Как не увидели свет и прекрасные иллюстрации двух художниц. Так, работы Антонины Софроновой «не прошли» из-за того, что у ангелов были крылья… Издательство не подтверждало заказ, многие ключевые сцены романа остались без иллюстраций. А готовые рисунки на долгие годы оказались спрятанными в папки, чтобы вновь увидеть свет 80 лет спустя и очутиться там, где они и должны быть: на страницах книги Анатоля Франса. Так что это издание действительно стало, как отметил Сеславинский, «восстановлением исторической справедливости». Завершая свою импровизированную лекцию, он поблагодарил наследников обеих художниц, благодаря которым их работы сохранились. А также издательство «Вита-Нова», которое проделало колоссальную работу: романы Анатоля Франса снабжены комментариями, справочной информацией и несколькими статьями. При этом книга была подготовлена за рекордные для такого издания сроки – всего за полгода. Руководитель издательства Алексей Захаренков подчеркнул, что «Вита-Нова» наследует лучшие традиции издательства «Academia».

Так что новое издание романов Анатоля Франса можно считать ещё и символом преемственности. Во всех смыслах.

 

По материалам сайта lgz.ru

 

« Назад