«Искусство автографа» демонстрирует выставка в музее Пушкина на Пречистенке // ТК «Культура». – 2015. – 1 дек.

 

Подписать свою книгу или рисунок – утомительная, но все же приятная часть творческой профессии. Инскрипты – так по-научному называются автографы, – добыча, за которой охотятся многие библиофилы. К тому же среди банальных дарственных надписей нередко встречаются настоящие афоризмы, остроумные и философские. Более двух сотен подобных экспонатов отобрали для выставки «Искусство автографа», которая открылась в Государственном музее Пушкина.

«Любая подпись мечтает о том, чтобы ее считали автографом, в том числе и эта» – в свойственной ему ироничной манере написал когда-то Сергей Довлатов на форзаце своей книги. На выставке – целая галерея автографов русских писателей XIX и XX веков. Некоторые – сдержанные и лаконичные. Например, как у Достоевского на обложке романа «Бесы». Другие – содержательные и эмоциональные. Особенно, у писателей и поэтов XX века. Многие из них сопровождаются рисунками – например, экземпляр сборника Николая Гумилева «Чужое небо» или «Конец прекрасной эпохи» Иосифа Бродского. Интерес представляет и почерк авторов: будь то знаменитые летящие строки Блока или каллиграфические инскрипты Льва Толстого. Уникальная возможность увидеть дарственные надписи, оставленные самыми известными русскими писателями и поэтами, дает шанс взглянуть на них совсем с другой стороны. По почерку можно определить их характер и настроение, а, значит, лучше понять. Например, на двух подписях Андрея Вознесенского с разницей в 20 лет – совсем разный почерк. Видно, как менялся поэт. Подобных автографов в залах Музея Пушкина – больше 250-ти.

«На этой выставке представлено, наверное, самое интересное, что является предметом не просто показа, а трепета. Искусство автографа, на самом деле в автографе есть свое искусство», - рассказывает директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев.

Интересны и адресаты посланий. Например, Афанасий Фет подписал свой сборник «Вечерние огни», назвав Владимира Соловьева «поводырь моей слепой музы». И это неслучайно. Философ неоднократно давал литературные консультации поэту. А Лев Толстой на экземпляре 4 тома собрания своих сочинений написал «Николаю Николаевичу Страхову в знак дружбы от Автора». Страхов действительно был не только литературным критиком, но и дружеским оппонентом Толстого. Антон Павлович Чехов часто писал - «на добрую память от автора», Борис Пастернак – «на счастье держателю», а Анна Ахматова - «с приветом ласковым». Все эти автографы вошли в специальный иллюстрированный альбом.

«Открытие выставки сопровождает и издание двухтомного альбома, в котором публике представлено 580 автографов 220 авторов из 30 собраний не только московских, но и петербуржских, воронежских, нижегородских библиофилов. Многие из этих автографов представлены впервые. Это еще и вклад в отечественную науку, в отечественную словесность», - отмечает руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский.

На этой выставке автограф – предмет серьезного научного исследования. Кто умеет читать между строк – способен разгадать зашифрованный код литературы.

 

По материалам сайта tvkultura.ru

 

« Назад