Какой секрет хранит гравюра? Ответ знает коллекционер Владимир Беликов

От птички к делу жизни

Далеко не все мы разбираемся в изобразительном искусстве. И если с живописью многие еще более-менее знакомы - имена великих мастеров кисти на слуху, то с графикой дела обстоят сложнее. Также мало кто из нас близок с коллекционерами. Речь, конечно, не о знакомых, увлекающихся собиранием открыток, моделей автомашин, игрушек из киндер-сюрпризов или тому подобного.

Не так давно у северян была возможность устранить сразу два этих пробела - в Мурманск приезжал известный московский коллекционер Владимир Беликов. Поводом послужила экспозиция гравюр «Английский романтик XVIII века Джордж Морленд» из его собрания.

- Наше сотрудничество с Владимиром Гурьевичем длится уже несколько лет, и так сложилось, что дважды в год мы показываем часть его коллекции, - сказала директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Графика - очень сложный вид изобразительного искусства, в том числе с точки зрения хранения. Вообще любая коллекция сначала формируется, а затем начинает потихонечку вытеснять ее обладателя, расправляет плечи, а когда возвращается домой с выставки, становится свободной и своенравной...

- Признаюсь, я редко бываю на своих выставках, эта стала исключением, - взял слово Владимир Беликов. - Сложно сформулировать, с чего началось мое собирательство. Никто же не начинает коллекционировать, допустим, с понедельника. Накапливаются знания, ощущения. Все мы рисовали в детстве. Например, я занимался в Доме пионеров почти во всех кружках, в том числе и рисования. Нас водили в музей, в залы античного искусства, причем разрешали приходить с пластилином. Мы сидели на стульчиках и лепили птичек, а затем в Доме пионеров отливали их в гипсе. Было замечательно! Но после каникул в кружок не вернулся, и на этом мое художественное образование закончилось. Однако, видимо, что-то осело. Позже я начал, как и все, собирать открытки с репродукциями, вырезал иллюстрации из журнала «Огонек». Потом было увлечение книгами. Детство пришлось на 50-е годы, у нас в семье книг было немного, а у товарища папа - доктор военных наук, который собрал огромную библиотеку, в том числе со старинными изданиями. И я захотел создать нечто подобное у себя дома. С годами коллекция потихоньку увеличивалась - и по количеству, и по качеству. Но ведь библиофила интересует не только и не столько содержание, ему важны оформление, дизайн, иллюстрации. К примеру, до середины XIX века иллюстрации к книгам печатались с досок. То есть это были оригинальные гравюры. Сейчас они создаются фотохимическим способом... Вот таким образом знакомство и интерес к книгам и зачатки знаний об изобразительном искусстве переродились в коллекционирование.

Притяжение другого мира

Характер коллекции Владимира Беликова определить сложно. Он не собирает книги или гравюры определенного автора, тематики или временного периода. Ему просто нравится изобразительное искусство, поэтому в коллекции имеются работы как современных авторов, так и зачинателей этого жанра. Например, листы Альбрехта Дюрера, в том числе и ранние, датированные 1492 годом. Интересно, что этот художник первым стал бороться с воспроизведением своих работ. Был довольно громкий судебный процесс. И хотя Дюрер его не выиграл, но копиистам по решению суда запретили использовать знаменитый знак автора.

- Очень известны гравюры Рембрандта. В России был потомственный гравер и коллекционер Николай Мосолов. Он замечательно воспроизводил работы голландца и не скрывал этого, - рассказал гость. - Уже в 15 лет за гравюру с картины Рембрандта он получил серебряную медаль Академии художеств, в 36 лет стал академиком, в 1876 года за серию гравюр с работ голландца ему вручили золотую медаль Парижского салона.

Однако не только гравюры интересуют коллекционера. Как он признался, самым большим наслаждение для него является общение с художниками.

- Это совсем другой мир! Ведь они не просто творят, а выполняют функции разработчика проекта, реализатора, производителя и продавца, - пояснил Владимир Беликов. - У нас не принято, чтобы известные галереи постоянно сотрудничали с одним автором, рекламировали его, экспонировали. В основном художники сами этим занимаются. Да, в Москве есть рынки и галереи, куда можно сдать произведения, но купят их или нет? Однако я о другом. Общение с авторами меня обогащает, помогает лучше понимать искусство. Художник не может жить без работы, и я преклоняюсь перед таким подходом. Конечно, не со всеми уже можно пообщаться, например, с теми же Дюрером и Рембрандтом не получится. Однако их можно попытаться понять через творчество, истории жизни. Большая часть экспонатов моей коллекции получена в подарок. Но стараюсь не держать их при себе, а провожу выставки, ведь будет противоестественно, если спрячу работу в папку.

Утолить культурный голод

Первая выставка из его собрания прошла в 1988-м в Москве. В последние годы экспонаты путешествуют все чаще и чаще. Москва, Петербург, Белгород, Уфа, Мурманск - далеко не полный список городов, где побывали гравюры. Сейчас Беликов ведет переговоры с музеями Козельска и Нерехты.

- Мне очень нравится делать выставки в маленьких городах, там ведь культурный голод, - сказал коллекционер. - Например, в городе живут 15-20 тысяч человек. Есть художественная и музыкальная школы. Только что дети могут увидеть? Рисунки, фотографии - да, но живопись и графику - нигде, кроме книг и альбомов. Ваш музей поступает очень мудро, показывая выставки в Североморске, Полярном, Кандалакше, Кировске.

И хотя у гостя нет стандартного художественного образования, он отлично разбирается в тонкостях различных видов графики, что и доказал на встрече с северянами. Он довольно детально рассказал, как создаются офорты, линогравюры, резцовые гравюры, меццо-тинто, работы в технике ксилографии или сухой иглы. А чтобы лучше понять жизнь творческих людей, настоящих фанатиков, которые ни дня не могут прожить без работы, посоветовал посмотреть фильм «Портрет жены художника».

Следующая выставка из собрания коллекционера, которая приедет к нам, будет называться «Свидание на Парнасе». В нее войдут портреты поэтов Серебряного века, в том числе силуэты, созданные Елизаветой Кругликовой, умершей во время блокады Ленинграда.

 

По материалам сайта mvestnik.ru

 

« Назад