Личные библиотеки – часть культуры // Библиотечное дело. – 2011. – № 3 (141). – С. 2.
Недавно созданный Национальный союз библиофилов планирует сформировать вокруг себя особую культурную среду и возродить в России интерес к книжному делу. В планах Союза библиофилов — организация крупных тематических выставок, на которых были бы представлены произведения книгопечатания, собранные из многих частных и государственных коллекций.
По мнению председателя Союза Михаила Сеславинского, руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, библиофилы сегодня столь же редки, как и книги, которые они собирают. В России найдётся не более 400–500 таких людей, и они очень важны для нашего общества. Личные библиотеки всегда оставались крайне существенной частью культуры. Казалось, что в 1917 году традиция домашних библиотек была прервана. Многие из них сгорели вместе с дворянскими усадьбами, особенно редкие и ценные продавались за рубеж через специально созданное общество «Международная книга». Так, Библиотека конгресса США, Нью-Йоркская публичная библиотека приобрели таким образом множество книг с экслибрисами членов императорской фамилии. Оставшиеся экземпляры благодаря декретам Совнаркома поступили в государственные хранилища.
Постепенно уважение к редким, изящным книгам возрождалось в обществе. Появились новые объединения библиофилов — Русское общество друзей книги в Москве и Ленинградское общество библиофилов. В 1990-е годы функционировала Организация российских библиофилов.
Созданный союз позволит проводить совместные акции и активнее влиять на культурную жизнь страны. Помимо библиофильских заседаний планируется издание каталогов, альбомов, проведение совместных выставок. Предполагается объединить усилия частных коллекционеров и сотрудников государственных архивов для создания целостной истории книги в нашей стране.
Сотрудничество индивидуальных коллекционеров и служащих государственных библиотек не омрачается соперничеством: государственные книгохранилища сформировали свои фонды, да и их финансирование недостаточно, чтобы участвовать в книжных аукционах и приобретать раритетные издания, которые могут стоить десятки тысяч долларов. Впрочем, даже в советские годы помимо соперничества существовала некая взаимодополняемость. Государственные книгохранилища могли закупать редкие издания книг опальных авторов. Например, в наших библиотеках почти не найти книг с автографами Марины Цветаевой. Они сохранились в России только благодаря стараниям нескольких собирателей. Теперь благодаря созданию Союза подобные сокровища из частных коллекций могут стать доступны более широкой публике. Серьёзными соперниками отечественных собирателей сегодня стали западные библиотеки. Бренд «великая русская литература» до сих пор остаётся очень привлекательным для тех, кто собирает фонды зарубежных книгохранилищ. У них достаточно средств, чтобы участвовать в аукционных торгах. Откликаясь на интерес клиентов, крупные аукционные дома — Christie's и Sotheby's — один-два раза в год устраивают специализированные сессии – продажи редких русских книг, однако с каждым годом их становится всё меньше. Книга, попавшая на библиотечную полку, исчезает из поля зрения собирателей. Интересные экземпляры всё реже поступают в открытую продажу. Сегодня ценное издание может попасть в продажу, если, например, расформируется какая-либо частная коллекция. Все библиофилы так или иначе задумываются о будущем своих собраний. Как правило, дети не склонны продолжать их дело, поэтому часто коллекции уходят из семей после смерти своего создателя. Некоторые библиофилы передают собрания в государственные хранилища, некоторые распродают издания через антикварно-букинистические магазины.
Как правило, коллекции выстаиваются вокруг какой-то одной темы. Можно назвать несколько модных тем для собирания. Одна из них — поэзия Серебряного века и прижизненные издания русских символистов. Ещё одна очень популярная тема — детские книжки. В начале XX века и в первые годы советской власти их оформлением занимались лучшие отечественные художники. Люди, которые могли масляными портретами, пейзажами, жанровыми картинами зарабатывать существенные деньги, не гнушались работой для детской книги. В результате появились иллюстрации Билибина, Васнецова, Бенуа, Пахомова, Штеренберга. Обычно оформленные ими издания выходили большими тиражами, но детишки разрисовывали книги цветными карандашами, рвали их, поэтому сохранившееся издание сегодня — настоящая редкость.
Многие коллекционеры выбирают тему русского авангарда и конструктивизма — здесь нашему книгоизданию тоже есть чем гордиться.