Серебряная дорога Ирины Дмитренко

В газете «Литературный город» мы открыли новую рубрику - «Художник и слово», в которой будем рассказывать о творчестве художников, иллюстрирующих произведения поэтов Серебряного века или находящих источник вдохновения в их судьбах. И конечно же, рассказывающих в живописи о Бежецке.

И наш первый рассказ — об Ирине Дмитренко, удивительной художнице и иллюстраторе.

Ирина родилась в Москве, закончила Технологический институт, факультет декоративно-прикладного искусства.

Её работы сегодня находятся в Государственном литературном музее им.В.Даля, в Музее экслибриса, Александрийской библиотеке в Египте, в Библиотеке им. Добролюбова, Российской Государственной библитеке Искусств, в частных коллекциях в России и за рубежом.

Ирина также является членом Национального союза библиофилов.

Литературный Город: Расскажите немного о себе...
Ирина Дмитренко: Я рисую всю жизнь. Станковой и книжной графикой начала заниматься после окончания института в 90-е годы. Особая моя страсть — создание книг ручной работы. Я стала заниматься этим с 2002 года. А к иллюстрированию книг пришла в 2004 году. Это — разные виды работ. В эпоху, когда цифровые технологии проникли практически везде, включая книгоиздание (без компьютерной вёрстки трудно представить современный издательский процесс), растёт интерес к авторской книге. Такие книги художники создают вручную. На мой взгляд такая работа — естественный ответ на тотальную унификацию и механизацию творчества.

Не только оригинальные иллюстрации, но и текст, написанный от руки или напечатанный в ограниченном количестве экземпляров, превращают такую книгу, известную в мире искусства как livre d’artiste (французский термин – книга художника), в неповторимое явление культуры, как и всякое произведение искусства, рассказывающее о своём создателе и о времени, в котором было создано.

Мои рукодельные книги — это не только рисунки и письмо, а весь дизайн. Это не печать, а оригинальный повтор, что очень ценится коллекционерами. Иллюстрации — более привычный жанр для художника, но согласитесь, сделать одной всю книгу или только иллюстрацию — разные вещи.

Л.Г.: Мы мечтаем организовать вашу выставку в Бежецке. А где вы выставлялись в прошлом?

И.Д. Выставок было много. В Германии — в Лейпциге, во Франкфурте-на-Майне, в Москве — в Центральном Доме Художника, в Еврейском культурном центре, Музее экслибриса, Библиотеке им. Чехова, в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина на Пречистенке. Особо отмечу персональную выставку в Некрасовской библиотеке. Вместе с мамой, Светланой Никольской, у нас состоялась выставка в Государственном Литературном музее им.В.Даля в Трубниковском переулке.

Л.Г. Что для вас Серебряный век?

И.Д. Среди моих рукотворных книг Сборник поэзии Анны Ахматовой (2009), серия миниатюр к 12-ти страничной книжке (размером 205 на 295 мм) Марины Цветаевой «Домики старой Москвы» (2012), а также писала акварели к повести Сергея Эфрона «Детство» (2016). Упомянутый сборник А. Ахматовой (не помню сколько там страниц ) и «Мадрид» И.А.Бунина — тоже рукодельные книги. «Мадрид» вообще в одном экземпляре. К Бунину были сделаны еще две книги — «Обреченный дом» и «Избранные стихотворения». У меня много иллюстраций к поэтическим сборникам поэтов Серебряного века. Почти все, помещённые в газете сделаны к ним. Скоро будет и сборник Николая Гумилева с моими рисунками. Любой, кто читает поэзию Серебряного века видит — насколько они образны!

Подробнее на сайте gumilevdom.ru

« Назад