Трубачев С. Мастер акварели и «художники-пачкуны». Юбилеи книжных графиков в «Библиофильском улье» // НГ-EXLIBRIS. — 2021. — 28 апреля
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения художницы, акварелистки, графика Анны Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) и 130 лет со дня рождения мастера книжной и журнальной иллюстрации, одного из основателей ленинградской школы книжной графики Владимира Лебедева (1891–1967). К этим двум датам было приурочено апрельское заседание клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ), прошедшее в «Галеев-галерее», где открылась выставка, носящая название «Два юбилея – два собрания. Графические работы и книги из собраний Ильдара Галеева и Михаила Сеславинского». В двух небольших залах представлены гравюры, рисунки, акварели, книги, журналы, фотографии и архивные материалы.
Михаил Сеславинский подчеркнул, «что выставка получилась камерной и почти домашней, но творчество юбиляров представлено на ней достаточно полно и оригинально». Достоинство этой выставки не в том, что она претендует на всеохватность и академичность, а в особом, индивидуальном взгляде на жизнь и творчество этих замечательных художников. Акцент здесь сделан на нюансы, детали, интонацию, настроение, на все то, что обычно упускается из внимания в рамках крупных выставок.
Анна Остроумова-Лебедева предстает на ней не только как выдающийся мастер гравюры, но и как женщина, которая живет и творит в мире преимущественно мужском. Как отмечает Ильдар Галеев: «Писать картины на холсте, покрывать лист акварельным пятном – это одно, но резать инструментами деревянную доску, с усилием обрабатывать ее, работать на камне – это ведь другое. Штрих за штрихом, заливки черным тоном, архитектоника объема – гравюры у Анны Остроумовой-Лебедевой лаконичные, строгие, чувствуется в них законченность, немногословная гармония. Без лишней аффектации и драм».
Совсем иначе представлена на выставке фигура Владимира Лебедева. Происходящий из совершенно другой социальной среды, нежели Остроумова-Лебедева, получивший свое образование в частной художественной школе Михаила Бернштейна, откуда вышли, скажем, Вера Ермолаева и Николай Лапшин, он вынес из нее прежде всего мысль о неразделимости свободы между группами и направлениями, институциями и мэтрами. По словам Галеева, Лебедев никакой не лидер, не герой и не Бог. Текстов не оставил, манифестов не произнес. Нэпманская серия говорила о его таланте пересмешника, любимые всеми «голышки» (ню) ламповой копотью – о пластической необузданности, детские книги – о его претензиях и праве на эксцентрику. Жил как хотел, носил модные гетры, никому не кланялся. Лебедев получил идеологический нокдаун в 1936-м – после того, как его обозвали художником-пачкуном и уничтожили весь тираж его «Сказок, песен, загадок». Экземпляр газеты «Правда» со статьей «О художниках-пачкунах», а также один из чудом сохранившихся экземпляров этой книги из собрания Михаила Сеславинского можно увидеть на выставке.
По материалам сайта ng.ru