Трубка Хармса, автографы Ахматовой. Библиофилы и искусствоведы в колесе ленинградской культуры // НГ-EXLIBRIS. — 2018. — 25 окт.
Члены клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов во главе с Михаилом Сеславинским посетили «Галеев галерею», где проходит выставка «Всеволод Петров (1912–1978) и колесо ленинградской культуры». Всеволод Петров – искусствовед, критик, автор книг и статей, посвященных самому широкому кругу проблем истории и теории искусства – от скульптуры русского классицизма, Брюллова и Сурикова до русского авангарда. В ближайший круг его общения входили такие мастера книжной графики, как Владимир Лебедев, Николай Тырса, Юрий Васнецов, Алексей Пахомов, Валентин Курдов, Павел Басманов. Работы всех этих художников есть на выставке, причем редкие, неизвестные. Именно благодаря его работам они вошли в историю русского искусства под названием «ленинградская школа».
Выставка не просто знакомит с творчеством этих художников, но и рассказывает об атмосфере того времени. Именно поэтому героями выставки являются не только художники, но и поэты, писатели, актеры, философы, среди которых Анна Ахматова, Даниил Хармс, Михаил Кузмин, Николай Пунин, Николай Харджиев, Алиса Порет, Бенедикт Лившиц, Ольга Гильдебрандт-Арбенина, Юрий Юркун, Владимир Конашевич, Всеволод Воинов, Дмитрий Митрохин, Натан Альтман и др.
Для Петрова все они – не просто те люди, с которыми он дружил и общался в течение всей своей жизни, но и та среда, частью которой являлся он сам. Еще двадцатилетним юношей он знакомится с Кузминым, о котором позднее оставит воспоминания «Калиостро». Под его наблюдением он пробует свое поэтическое перо. Чуть позже, примерно с 1938-го, дружба с Хармсом открыла ему мир игровых перевоплощений. Испытав влияние старшего друга, Петров занимается литературой. В военные годы, находясь на передовой, Петров переживает личную драму, которая станет основой для сюжетной линии его повести «Турдейская Манон Леско» – лирической повести о войне и любви.
Среди множества уникальных картин, рисунков, рукописей и автографов, представленных на выставке, особое впечатление на библиофилов произвела фотография, сделанная в 1939 году, на которой изображен Всеволод Петров, летящий на нарисованном самолете с Екатериной Лившиц – женой расстрелянного в 1938 году поэта Бенедикта Лившица, той самой, которой следователь во время допроса, сраженный ее красотой, предложил – без обиняков и сентиментальностей – выйти за него замуж. Ответ на это предложение даже после сообщения о гибели поэта был абсолютно чеканным: «Я с мертвыми не развожусь».
Надо сказать, что многие предметы, представленные на выставке, вызвали неподдельный интерес у библиофилов. Это автографы и посвящения Петрову Анны Ахматовой и Николая Харджиева, списки ахматовских «Реквиема» и «Поэмы без героя», письма Петрова Ахматовой и Льву Гумилеву, считавшееся утраченным стихотворение Михаила Кузмина «Переселенцы». Особняком стоят такие артефакты, как подлинная трубка Даниила Хармса, принадлежавшая ему Библия, письмо и список с составом продовольственной передачи от Всеволода Петрова находящейся в тюрьме Екатерине Лившиц. Особой радостью для библиофилов стала великолепная подборка книжных иллюстраций мастеров графики.
Впечатлений от выставки, организованной Ильдаром Галеевым, было столь много, что библиофилы решили продолжить ее обсуждение во время тематического коллоквиума, который состоялся в штаб-квартире Союза в Сытинском переулке.
По материалам сайта ng.ru