Галина Алексеевна Миролюбова. Портрет в русской литографии XIX в.
CCХХVI собрание. 24 апреля 2013 года
О популярности в XIX в. литографированного портрета свидетельствуют многие музейные собрания. Одно из крупнейших хранится в Государственном Эрмитаже. Оно отражает все этапы развития этого вида искусства и знакомит с творчеством художников различных по силе таланта и степени увлеченности литографией, появившейся в России в середине 1810-х гг.
Литография точнее других печатных способов изображений передавала стилистические и эмоциональные особенности портрета, часто нарисованного с натуры прямо на литографской плите. Обратившихся в числе первых к литографированию А. О. Орловского, А. Г. Венецианова и П. Ф. Соколова увлекала возможность мягкой разработки литографского карандаша, сообщающей изображению исключительную тонкость теневых эффектов. Легко и свободно перенесли свой графический почерк в литографию и такие выдающиеся мастера графического портрета, как О. А. Кипренский и А. П. Брюллов. Авторские эстампы этих художников отразили присущий эпохе романтизма интерес к ярким, значительным и глубоко интеллектуальным личностям. В манере легкого эскизного наброска с натуры литографировали в 1820-1830-х гг. художники Г. А. Гиппиус, Е. И. Гейтман, В. К. Шебуев и Е. И. Эстеррейх.
Во второй половине 1830-х -- 1850-х гг. широкое распространение получила репродукционная литография. Ее тональные возможности хорошо подходили для передачи объемно-пластической выразительности оригиналов. В такой манере работали литографы В. И. Погонкин, П. И. Разумихин, Ф. С. Пашенный, П. И. Смирнов, Ф. Шевалье, Г. Шмидт, С. Мейер. Русский литографированный портрет этого времени отличает еще одно новое качество: пристрастие к эстампам больших размеров. Они служили как для фамильных репрезентаций, так и для официального украшения государственных учреждений. Возрос также интерес к репродуцированию семейных или групповых портретов в характерной бытовой обстановке. Интерес к сюжетам частной жизни отвечал модной в это время эстетике бидермейера.
В середине XIX в. славу самого талантливого литографа, усвоившего новый тип приближенного к документальности портрета, приобрел художник В. Ф. Тимм. В выпускаемом им в 1851-1862 гг. периодическом издании «Русский художественный листок» было помещено около 400 портретов людей, прославившихся в разных современных или исторических событиях.
Следуя стилистике фотоснимков, портрет в исполнении многих художников представлялся более документальным и далеким от прежних изобразительных задач. Этими качествами отличаются литографии двух монументальных изданий: «Портреты лиц, отличившихся и командовавших действующими частями в войне 1853, 1854, 1855 и 1856годов» (издание Редакции российской военной хроники) и «Портретная галерея русских литераторов, журналистов, художников и других замечательных людей» (издание А. Э. Мюнстера, 1859-1863 гг.). Быстро развивающаяся фотография оказала такое влияние на все виды искусства, что вскоре из практики русских художников почти полностью исчез не только литографированный, но также карандашный и акварельный портрет. Свою роль эти техники уступили новым способам печатных изображений, основанным на способах фотомеханики. Возрождение оригинального графического портрета, в том числе и литографированного, наступило лишь на рубеже XIX-XX столетий. К авторскому рисунку на камне обратились молодые художники из творческого объединения «Мир искусства». Они возродили искусство ранней русской автолитографии и прежде всего в наиболее традиционном для нее портретном жанре.